Нефтеперерабатывающая промышленность еще не готова выпускать моторное топливо с более высоким октановым числом, так что на заправках по-прежнему будет преобладать 92-й бензин, а о топливе образца евро-3 автолюбителям приходится мечтать. На фоне недавнего скандала с «бодяжным» топливом открытие в Казани испытательной лаборатории нефтепродуктов ФГУ «Татарстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации» закономерно.
Лаборатория с подобным набором самой современной техники для контроля за качеством нефтепродуктов - вторая в республике, первая и единственная до сих пор действовала лишь в Нижнекамске. Хотя техрегламент по качеству изготовления бензина предусматривает жесткие требования к производителям, это самое качество имеет свойство менять свои характеристики на пути к конечному покупателю, в чем убедились более 500 автомобилистов, подавших ныне иски к трем заправкам с паленым топливом.
На презентации лаборатории начальник отдела ЗАО «Республиканский сертификационный методический центр »ТЕСТ-ТАТАРСТАН« Людмила Данилова рассказала о наиболее распространенных способах бензинового «бодяжничества». Татарстанские заводы-изготовители, как правило, выпускают качественную продукцию, то есть ту, которая с натяжкой отвечает хотя бы заниженным отечественным стандартам. Далее качество могут изменить во время транспортировки по трубопроводам или при перевозке в цистернах - в них может произойти смешение нефтепродуктов с другими ингредиентами. Ситуацию усугубляют продавцы, добавляя железосодержащие и кислосодержащие присадки для увеличения марки бензина. Так что, как с грустью констатируют специалисты по контролю, понадобятся годы, чтобы на нашем рынке появились по-настоящему качественные нефтепродукты. Модернизация татарстанских нефтеперерабатывающих комплексов отложена по ряду объективных на первый взгляд причин: дескать, у нас две трети автопарка из машин российского производства, много строительной, сельскохозяйственной и военной техники, для работы которой топлива высокого качества вовсе и не требуется. Вот так: раз тракторам «95-й» не нужен, зачем его производить для владельца «девятки»? Обойдется, других проблем хватает.
А с проблемами качества пока придется бороться контролирующим органам, в том числе и новой лаборатории ФГУ «Татарстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации». Оборудование, отвечающее всем современным требованиям, приобретено при поддержке правительства Татарстана и обошлось в 30 миллионов рублей. Новая испытательная лаборатория республики проводит испытания автомобильных бензинов, дизельных топлив, топочного мазута, судовых топлив в соответствии с требованиями технического регламента по показателям безопасности для определения эксплуатационных характеристик как для целей сертификации, так и для проведения постоянного и периодического контроля качества нефтепродуктов.
Лабораторным комплексом могут воспользоваться как крупные продавцы топлива, так и обычный автовладелец, засомневавшийся в качестве предложенного бензина. Комплекс оснащен оборудованием ведущих российских и зарубежных компаний-производителей лабораторного оборудования, в том числе спектральным, атомно-абсорбационным, газовыми хромотографическими комплексами, способными определять углеводородные, кислотосодержащие добавки и металлосодержащие присадки, применяемые при изготовлении автомобильных бензинов, а также наличие в топливах массовых концентраций свинца, марганца и железа.