О развитии транспортной инфраструктуры города в ближайшие 20 лет рассказали в ходе пресс-конференции в мэрии Казани председатель Комитета по транспорту Айдар Абдулхаков и заместитель главного архитектора Тимур Кадыров.
- В Казани идет позитивная динамика роста населения, на расчетный срок Генерального плана ожидается, что его численность составит 1,43 млн человек, - пояснил Тимур Кадыров. - Однако при расчете необходимой транспортной инфраструктуры закладывался уровень населения в 1,52 млн жителей. Уровень автомобилизации в городе растет, в Генеральном плане этот показатель заложен на уровне 413 машин на тысячу жителей.
Кстати, с учетом всех простоев и остановок средняя скорость передвижения транспорта в Казани составляет 22 км/ч. Развитие транспортной сети, заложенное в Генплане, предполагает увеличение средней скорости до 27 км/ч.
Общественный транспорт
Трамвайная сеть в городе получит значительное развитие. Уже в первую очередь реализации Генплана планируется строительство двух линий для скоростных трамваев.
Первый маршрут будет проложен в ЖК «Салават Купере» по улице Большой Крыловке в направлении Горьковского шоссе, далее по улице Васильченко вдоль территории «Казаньоргсинтеза».
- В процессе разработки рассматривалось предложение связать район «Салават Купере» с остальной территорией города посредством электрички, - добавил Тимур Кадыров. - Но у железнодорожного транспорта много минусов. Это и изъятие земель с зелеными насаждениями, и шумовые и вибрационные эффекты, и ограничение, связанное с тем, что электричка не может входить в жилой район, что снижает доступность станций. Кроме того, железная дорога снижает пешеходную и автомобильную доступность территории, разделяя ее на две части.
Вторая линия закольцует популярный маршрут №5 «Ж/д Вокзал - Солнечный город» по территории Большого Казанского кольца (БКК) через ЖК «Солнечный город» до улицы Авангардной и далее через улицы Кулагина и Техническую соединится с новой линией, которая будет проходить до ЖК «Салават Купере».
В общей сложности в Генплане предусмотрено строительство 38,3 км трамвайных путей, включая новую линию, которая пройдет по территории проектируемого экорайона на месте бывших артиллерийских складов.
Сеть метрополитена также планируется расширить. Уже сейчас институт «Татдорпроект» разрабатывает проект первого участка второй линии метро, который будет состоять из четырех станций: «Фучика», «100-летия ТАССР», «10-й микрорайон» и «Сахарова». В целом предполагаемая протяженность линии составит 20 км, на которых расположатся 12 станций.
В соответствии с Генпланом на территории Казани зарезервированы коридоры для строительства 26 новых станций метро: возле ТЦ «XL», на пересечении Чуйкова и Амирхана, у вокзала «Казань-1» и другие. Пересадочные узлы планируется возвести в районе улицы Н.Ершова («Абжалилова»), в районе Советской площади, в районе Аделя Кутуя («Ипподром»), в районе проспекта А.Камалеева («Родина»), на Мамадышском тракте (пос. Константиновка). Варианты расположения маршрутов метро продолжают рассматриваться.
Кольцевая пассажирская железная дорога обещает стать удобной альтернативой внутридорожному транспорту для казанцев.
- Основная идея проекта заключается в том, чтобы задействовать существующую железнодорожную инфраструктуру, - пояснил Тимур Кадыров. - Это позволит располагать новые станции на уже существующих обводах дороги.
Планируемый маршрут: Казань-1 - Новое Аракчино - Восстания - Компрессорный - Ометьево - Вахитово - Казань-1.
Новый вид общественного транспорта - метробусы - может появиться в Казани. По задумке разработчиков эти скоростные автобусы вместимостью около 300 пассажиров будут передвигаться по специальным выделенным или изолированным полосам движения без разрывов. При этом посадка на метробусы будет осуществляться не с автобусных остановок, а через специальные терминалы с турникетами, где будет оплачиваться проезд. По проекту метробусы должны обеспечивать пассажиропоток более чем 8 тысяч человек в час.
Дорожная сеть
По проекту нового Генплана предполагается в течение 20 лет построить 356 км магистральных дорог, 57 развязок и 73 моста. Общая протяженность городской дорожной сети Казани вырастет на 20% и составит 2203 км.
Одной из наиболее заметных строек станет возведение Вознесенского тракта протяженностью около 10 км, который пройдет от Аметьевской магистрали через улицу Бухарскую и далее между улицами Минской и Закиева выйдет на трассу М-7.
Большое Казанское кольцо получит дальнейшее развитие. Планируется строительство дороги вдоль железнодорожных путей через станцию «Вахитово» с проходом вдоль пляжа «Локомотив» к улице Несмелова по новому отдельному мосту вдоль Кировской дамбы.
Разгрузить Горьковское шоссе обещает проектирующийся проезд №21 длиной 14 км, который свяжет трассу М-7 в районе Займища с Большим Казанским кольцом в районе улицы Несмелова. Еще один проезд под №15 предназначен для разгрузки улиц Мира, Технической и Ершова. Его маршрут пролегает от станции «Вахитово» до трассы М-7 через новый автомобильный мост.
Важным элементом развития существующей городской дорожной сети станет строительство 57 новых развязок - это в 2,3 раза больше, чем уже построено в Казани. Первая очередь реализации Генплана включает в себя строительство связки улицы Патриса Лумумбы с развязкой на проспекте Победы в районе улицы Аграрной. Новый объект предназначен для снижения транспортной нагрузки.
Другие развязки первостепенного значения будут возведены на пересечении улицы Академика Губкина и проспекта Победы, на Мамадышском тракте в районе улицы Рахлина, а также на Горьковском шоссе при пересечении улицы Залесной с Осиновской.
В будущем запланировано построить новые развязки на пересечениях улиц Родины и Зорге, Копылова и Тэцевской, Вахитова и Крыловка.
Планируется строительство трех мостовых переходов через Казанку. Первый - вдоль Кировской дамбы послужит для продолжения БКК. Другой соединит улицы Чистопольскую и Новаторов. Третий путепровод расположится близ железнодорожного моста у жилого массива «Торфяной». Также предполагается строительство двух новых мостов через Волгу, однако сроки реализации этих проектов выведены за расчетный срок реализации нового Генплана. В общей же сложности запланировано строительство 73 новых мостов и путепроводов. Для сравнения - сейчас в Казани их насчитывается лишь 69.
Кстати, все транспортные решения и предположения, сделанные при разработке нового Генплана, были смоделированы и подкреплены математическими расчетами. Подобный подход в России считается передовым, проект нового Генплана Казани стал одним из первых в стране, при разработке которого были использованы подобные технологии.