Генерал-майор ФСБ Михайлов о поджигателях военкоматов: Это агенты из «мертвой» зоны

С 29 августа в Татарстане пресекли четыре попытки поджечь военкоматы. Всего в России присекли полтора десятка аналогичных актов. Во всех случаях поджигателями выступили люди, которых невозможно заподозрить в терроризме.

news_top_970_100

«Люди, которые осуществляют эти преступления, находятся в мертвой зоне правоохранителей. Ну как можно подумать, что бабка 80 лет пойдет поджигать военкомат?» – делится размышлениями по поводу волны поджогов российских военкоматов генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов.

Накануне в регионах РФ зафиксировали полтора десятка схожих друг с другом случаев, за которыми, как полагает собеседник «КВ» тянется «украинский след».

С 29 июля в Казани пресекли три попытки поджечь военкоматы, еще одну предотвратили в Нижнекамске. Что движет сознательно идущими на уголовное преступление людьми – в материале «КВ».

Злоумышленники требуют огня 

В последние дни июля и начале августа по России прокатилась эпидемия пиромании: за несколько дней в разных регионах пытались поджечь полтора десятка военкоматов. Четыре попытки предприняли и татарстанцы, которых никогда нельзя было бы заподозрить в терроризме: это 61-летняя жительница Казани, которая, по неподтвержденной информации, пыталась поджечь военкомат на Кызыл-Армейской улице по указанию неизвестных, позвонивших ей. Ранее женщина перевела на счет злоумышленников свыше 2 млн рублей.

Также в Казани 31 июля задержали 23-летнюю девушку, которая кинула в здание Татвоенкомата на Аэропортовской улице бутылку с горючей смесью. Бутылка не разбилась, а девушка сбежала. Но она попала на камеры видеонаблюдения.

1 августа 30-летняя девушка попыталась совершить поджог военкомата Авиастроительного и Ново-Савиновского района. Бутылку с горючей смесью, которую она кинула, поймал сотрудник полиции, охраняющий дверь, и отбросил в сторону. Также женщина пыталась совершить поджог военкомата в Нижнекамске.

«Добычей» злоумышленников, толкающих на преступления обычных граждан, в России также стали жители Воронежской области, Крыма, Московской, Челябинской, Омской и Архангельской областей, Бурятии и Санкт-Петербурга. Уроженец северной столицы поджог дверь военкомата, а после попытался протаранить ее грузовиком из убеждения, что в здании засели «комиссары-предатели, сливающие врагам на Украине данные россиян». Задержавшим его полицейским мужчина объяснил, что об этом ему сообщил некий «фээсбэшник Колесников» ради спасения секретных документов.  

«Веерный» процесс

По мнению отставного генерал-майора ФСБ Александра Михайлова, расчет злоумышленников возложить диверсионные задачи на вполне себе законопослушных граждан сработал отлично.

«В прошлом году и в этом у нас были единичные случаи такого индивидуального протестного действия. А здесь сегодня мы имеем дело с веерным процессом, который явно рассчитан на определенные группы граждан. Для всех это загадка, каким образом можно одурачить человека, пообещав ему, что ему погасят все долги, если он совершит уголовное преступление. Это какой-то психоз, с которым нужно разбираться», – говорит Александр Михайлов.

 Генерал-майор ФСБ Михайлов о серии поджогов военкоматов:

«Это какой-то психоз, с которым нужно разбираться».

Фото: © Рамиль Гали

Собеседник отмечает также тот факт, что все поджигатели представляют собой вменяемых людей, которые осознавали тяжесть совершаемого преступления.

«Многие эти факты были осуществлены людьми в преклонном возрасте, у которых и голова на месте, и понимание есть, и ощущение того, что это действительно преступление. Но если они это делают, это конечно серьезная проблема. Да, у нас были разного рода психозы. Помните «Синий кит», когда дети совершали массово самоубийства? Сегодня мы оказались в положении, когда неожиданно вот этот расчет на протестный электорат, который готов совершить преступление еще воздействует», –  полагает Михайлов.  

За преступления, по мнению нашего собеседника, прослеживается украинский след. Михайлов не исключает вариант, что за серией поджогов стоят внутренние враги.

«Понятно, что наш враг один, хотя у нас и внутри «пятая колона» прямо скажу – злобная, не вся она вычищена, не вся выковыряна. Ну, конечно, это наш противник, который довольно успешно ведет свои информационно-психологическую работу по стимулированию этих тяжких преступлений внутри страны на территории воюющего противника», – полагает он.

Сейчас правоохранители изучают мотивы каждого преступления. Как выясняется, у поджигателей они абсолютно разные. Причем они сильно отличаются от ранее действовавших отдельных лиц. До этой серии поджогов зажигательные смеси в военкоматы бросали политические и гражданские активисты, либо молодые люди.

Всеми поджигателями двигали разные мотивы, которые отличаются

от ранее действовавших отдельных лиц. 

Фото: © Михаил Захаров

Напомним, в октябре прошлого года школьница пыталась поджечь военкомат Советского района в Казани тремя бутылками с «коктейлем Молотова». Она кинула в сторону здания две из них, но не попала. В итоге загорелась лишь трава у стены военкомата. Ее задержали правоохранители.

Она пояснила, что таким образом выразила протест спецоперации и мобилизации. Советский райсуд в Казани приговорил ее к двум годам условно.

В октябре 2022 года школьница из Казани

попыталась сжечь здание военкомата

в Советском районе Казани.

Попытка оказалась безуспешной.

«Пока мы не собрали все мотивационные причины, нам очень сложно давать оценки. Когда мы с вами говорили о единичных фактах поджога военкоматов подростками или молодыми людьми, там мотивация была очевидная – протестные настроения, ненависть, желчь выплескивается на врага в лице военкомата, особенно в связи с мобилизацией. Здесь мне сложно как-либо комментировать, потому что у каждой проблемы есть свои мотивы, –  говорит Михайлов. – Кто-то находится под влиянием личных проблем, а кто-то под влиянием личных политических или идеологических установок. Мы должны это понимать. Особенно, когда мы имеем дело с маргинальной средой. Тут все слилось в один клубок. Сегодня мы оказались в состоянии, когда мы не готовы одномоментно сделать выводы и придумать меры противодействия».

По мнению собеседника, на следующем этапе необходимо разработать методику ведения разъяснительной и профилактической работы с населением.

«Мы с такими вещами не сталкивались никогда. Мы понимаем, что ложное минирование, которое шло веерно, когда в течение дня могли сотни поступить анонимных звонков. Там было все понятно – там был искусственный интеллект, компьютерные программы, которые одновременно рассылали такую информацию. А здесь есть конкретные физические лица. С этими людьми наверно кто-то работал или не работал, и они идут сами по своему злому умыслу решать проблему. Пока у нас есть перечень мотивов, которые людей подталкивают к совершению преступления», – отмечает он.

Александр Михайлов отметил, что во всех случаях поджигатели понесут уголовное наказание. В некоторых случаях к статье за умышленное повреждение госимущества следствие, вероятно, сможет предъявить также обвинение по статьям УК РФ «Диверсия» или «Террористический акт».

«Ни к чему такие диверсии не приводят. Военкомат не является причиной всех бед: военкомат не устанавливает тарифы ЖКХ, он не устанавливает налоги… Военкомат — это госучреждение, которое выполняет свою функцию в рамках его компетенции», – резюмировал Михайлов.

news_right_column_240_400