Генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов о том, почему 3 миллиона пассажиров Казани пересели на троллейбус

В минувшем году наземный электротранспорт в качестве наилучшего средства передвижения по городу выбрали 48 млн пассажиров общественного транспорта столицы против 45 млн в 2013 году. В чем причина роста? Нет, не в морозах и плохо заводящихся из-за них личных авто, а в радикальном изменении стратегии руководства электротранспорта Казани - водителей наконец освободили от погони за выручкой и сделали главным показателем их работы максимально точное соблюдение графика движения на маршруте. Об этом, а также о том, где будет проходить вторая ветка Казанского метрополитена, и о других новостях общественного транспорта столицы Татарстана рассказал на встрече в редакции «КВ» генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов.

news_top_970_100
Представляем гостя Асфан Галямович Галявов родился в деревне Кирби Лаишевского района РТ 25 ноября 1963 года. Окончил Саратовский политехнический институт по специ­альности «Автомобили и автомобильное хозяйство», кандидат экономических наук. Карьеру по профессии начал шофером в совхозе «Кирбинский», где трудился в 1982 - 83 гг. В 1995 - 2001 гг. возглавляет КПАТП №2, с 2001 по 2004 г. - генеральный директор казанского предприятия «Горэлектротранспорт», в 2004 г. назначен генеральным ди­рек­тором МУП «Метроэлектротранс». Депутат Государ­ственного Совета РТ. Женат, имеет двух сыновей.

Наземный парадокс

- Асфан Галямович, в прошлом году цену на проезд в трамвае резко подняли, причем сразу в два раза: с демократичной десятки до двадцати рублей, уравняв таким образом стоимость проезда в автобусах и трамваях. Это способствовало оттоку пассажиров?- Нет. Произошло удивительное. Начну с того, что в минувшем 2014 году мы перевезли в метро на три миллиона пассажиров меньше, чем в 2013-м.- Вот так раз! Вероятно, из-за того, что 2013-й для Казани был год особый: Универсиада, наплыв гостей со всего света, нагрузка на метро большая. Поэтому спад неудивителен?

- Не думаю, что на статистику повлияла Универсиада. Причину вижу в другом. Казань хорошо подготовилась к этому событию мирового масштаба, построив множество развязок и новых дорог. Передвижение поверху стало более комфортным и удобным. Продолжая разговор о вашем удивлении, отмечу, благодаря этому количество пассажиров в наземном электротранспорте после Универсиады увеличилось ровно на те же самые три миллиона человек! Если в 2013 году мы перевезли на троллейбусах и трамваях 45 миллионов пассажиров, то в 2014-м уже 48 миллионов. Получилось, что в целом для предприятия «Метроэлектротранс» пассажиропоток не изменился вовсе.Причем наши пассажиры дружно говорят: если у вас на линиях появятся еще новые трамваи и троллейбусы, то мы будем еще больше ездить именно на этом виде транспорта. Действительно, например, новые зеленые троллейбусы более просторные и удобные. В них посвободнее человек себя чувствует плюс комфортный плавный ход без резких толчков. Не в укор будет сказано автобусникам, но электротранспортники более дисциплинированны. Мы считаем так: водитель должен отвечать не за доходы, а за регулярность рейсов. Ведь как было раньше, когда зарплата водителей привязывалась к сбору выручки? Они тянули на остановках время, ожидая пассажиров. А сейчас их доход не зависит от выручки, и мы говорим: главный показатель вашей работы - регулярность. Чем лучше соблюдаешь график, тем выше будет зарплата. Результат - сразу поднялась регулярность рейсов и одновременно зарплата!- Если это не коммерческая тайна, назовите размер зарплаты в «Метроэлектротрансе»...

- Например, водители трамваев и троллейбусов, четко соблюдающие регулярность и чуть-чуть перевыполняющие нормы выработки, получают зарплату в сорок-сорок пять тысяч рублей. Такую же зарплату получают и машинисты поездов метрополитена. Наш принцип: люди, которые отвечают за жизнь пассажиров, должны получать хорошо.- Что вы скажете молодому человеку, решившему выбрать профессию водителя электротранспорта?

- Мы обеспечиваем своих сотрудников хорошей и, что важно, постоянной и всегда востребованной работой. Плюс к зарплате весь соцпакет, а также различные формы доплаты. Кстати, приведу такой показательный факт: многие из водителей, кто в свое время ушли по различным причинам, стали возвращаться. Раз уж мы заговорили о кадрах, хочу отметить, что на сегодняшний день в МУП «Метроэлектротранс» не так-то просто устроиться: вакантных мест практически нет. Единственное, не закрыт еще штат по водителям троллейбусов и кондукторам. Водителями трамвая и машинистами мы укомплектованы на сто процентов. В апреле после успешной сдачи экзаменов в ГИБДД планируется новое поступление молодых водителей троллейбусов. И тогда мы будем полностью укомплектованы водительским составом. Такого в горэлектротранспорте Казани не было никогда. А ведь я говорил еще десять лет назад: подождите, настанет время, когда к нам будет трудно устроиться на работу. Мало кто верил тогда в эти слова… Но вот моя давняя мечта сбылась - профессии нашего предприятия стали одними из самых востребованных. Так что предстоящей весной стопроцентное обеспечение кадрами станет для меня самым большим достижением как руководителя сферы пассажирского транспорта столицы.

Придет ли метро в спальные районы

- Как идут дела со строительством новой станции метро «Дубравная»? Вы наверняка инспектируете ход работ...

- Сейчас там идет разработка котлована, метростроевцы начали принимать бетон для сооружения основания станции. Все работы идут по графику, без отставания, рассчитываем, что «Дубравная» будет сдана в эксплуатацию в следующем году.- Каким вам видится будущее Казанского метрополитена? Вторая линия будет?

- Конечно будет. Уже есть проекты, проводится их экспертиза. Но о точном маршруте сказать пока не могу: рассматривается несколько вариантов.- А будет ли остановка метро возле 7-й горбольницы на Квартале?

- Будет. Кроме того, планируется, что в маршрут второй ветки войдут также микрорайон Азино, 10-й микрорайон, Советская площадь, «Татнефть-арена», улица Чуйкова и Московский рынок.- Кстати, почему-то в метро стало заметно меньше света. Это связано с экономией электроэнергии?

- Да, не будем скрывать - уменьшение затрат на электроэнергию для освещения вестибюлей и посадочных платформ метро дает большую экономию средств. Причем согласно требованиям Роспотребнадзора даже половины существующего освещения в метрополитене было бы достаточно для соблюдения необходимых норм. Но уменьшение количества ламп с этим не связано. Дело в том, что у нас сейчас идет большая реконструкция светового оформления станций. Ведь уже прошло десять лет с момента пуска Казанского метрополитена. Из-за сырости и времени кое-где прогнили провода. Многие светильники по этой же причине вышли из строя и не работали. Сейчас идет замена кабелей и неисправных светильников. Причем теперь мы устанавливаем светильники нового поколения - с энергосберегающими светодиодными лампами. Такие уже установили на станции «Кремлевская». Так что система освещения в казанском метро будет полностью переделана и улучшена.

Гендиректор в утреннем трамвае


- Цена за проезд в электротранспорте Казани в этом году будет подниматься?

- Нет.- От вас часто исходят разные креативные идеи для города. Возле станции метро «Суконная слобода» появились раритетные трамвайчики, в которых может посидеть и сфотографироваться каждый желающий. Поставлены уже два специальных дерева для новой традиции молодоженов - вешать на них «замочки верности». Что планируете в этом году?

- К 9 Мая, 70-летию Победы, сделаем полную реконструкцию сквера Славы, что находится на пересечении проспекта Победы и улицы Зорге. Есть задумки поставить и там очень интересные вещи. Подробности пусть будут для горожан сюрпризом.- А вы сами ездите на своем транспорте?

- В графике моей рабочей недели - обязательная инспекционная поездка на каждом из видов электротранспорта: трамвае, троллейбусе, в метро. Как правило, это происходит в утренние часы, чтобы самому оценить возможные проблемы и оперативно их устранить. Если появляется срочная необходимость переместиться с одного конца города на другой, сажусь на метро, которое быстрее любого автомобиля.КстатиКазанский метрополитен вошел в топ-5 лучших транспортных предприятий Евразии на Всемирном конгрессе по городскому транспорту в Женеве. 

Кто он, казанец за рулем?

- Асфан Галямович, последние настоящие январские морозы наверняка добавили вам количество пассажиров? У кого-то не завелась машина. Другой посчитал, что проще добраться в центр на общественном транспорте, учитывая, что и ситуация с парковками заметно осложнилась после Нового года…

- Нет, не добавили. Количество казанцев, решивших на время холодов отказаться от поездок на личном авто, так мало, что не влияет на общее число пассажиров. Мы внимательно изучили социальный состав пассажиропотока в электротранспорте и знаем каждого своего пассажира. Так вот, согласно этим исследованиям человек за рулем - это казанец, который ежедневно ездит на работу и обратно домой на своем автомобиле. И какой бы не была погода, он все равно заведет свою машину и поедет, наслаждаясь комфортом в собственной легковушке. А наш основной пассажир - это казанец, пользующийся общественным транспортом не только для поездок на работу, но и для походов в магазины, посещения культурных объектов, концертов, различных городских развлекательных событий.В холодную погоду люди меньше ездят в центр для развлечений и покупок. Поэтому в дни сильных морозов пассажиропоток такого гуляющего народа действительно заметно уменьшается. Услугами, например, метро в дни холодов воспользовались на 17 тысяч человек в день меньше. Так что количество таких пассажиров, влияющих на общую статистику перевозок, несравнимо больше, чем автомобилистов, не сумевших завести в мороз свою машину.- С января центр Казани объявлен зоной платных парковок. Как вы считаете, эта мера увеличит пассажиропоток на общественном транспорте?

- Думаю, нет. Люди как ездили на своей машине, так и будут ездить. Вряд ли они уже теперь пересядут на общественный транспорт.- А вот в Москве развита практика, когда человек доезжает на своем автомобиле до ближайшей станции метро, оставляет машину на парковке и дальше едет уже по своим делам либо на работу, используя подземку. Как обстоит дело в Казани?

- Казань не Москва. Согласитесь, размер этих городов все же несопоставим. Хотя, конечно, сейчас уже и часть казанцев поступает так же, как москвичи: оставляют автомобили вблизи станции метро и предпочитают быстренько сгонять в центр либо на другой конец города уже в метро. Но это пока не получило широкого развития.- Каков сейчас средний объем пассажироперевозок на электротранспорте Казани?

- На количество пассажиров заметно влияют студенты. Сейчас, например, они ушли на зимние каникулы - и пассажиропоток сразу уменьшился. Поэтому если в среднем в день мы перевозим в метро 96 - 97 тысяч пассажиров, то сейчас 92 - 93 тысячи. Трамваями пользуются в день 57 тысяч человек. Когда на учебу выходят студенты, эта цифра доходит до 65 - 67 тысяч пассажиров. Троллейбусы перевозят около 60 тысяч человек. Надеемся, когда мы купим новые трамваи и троллейбусы, то догоним по перевозкам метро.КстатиКоличество сотрудников «Метроэлектротранса» - 2945 человек.  Каждый день метро перевозит 93 тыс. человек, трамвай - 75 тыс., троллейбус - 72 тысячи.

Что получим к водному чемпионату


- Какую главную задачу вы ставите себе в 2015 году как руководитель?

- Наша основная задача - обеспечить комфортное и безопасное транспортное обслуживание участников и гостей предстоящего чемпионата мира по водным видам спорта, который пройдет в Казани в июле-августе.- Будут ли закуплены к этому событию новые троллейбусы и трамваи?

- Планируем приобрести 30 троллейбусов. Кроме того, необходимо привести в полный порядок контактные сети и пути. В числе главных задач - подготовка и переобучение кадров. Например, перед Универсиадой мы даже обучали кондукторов азам английского языка. В преддверии чемпионата тоже проведем занятия по языку и культуре общения. Кроме того, с водителями состоятся профилактические беседы по безукоснительному соблюдению правил дорожного движения.- На какие средства будет закуплен новый подвижной состав?

- 15 троллейбусов планируем приобрести на средства от продажи части имущества предприятия и зданий, в которых нет необходимости. За финансовой помощью для покупки еще 15 троллейбусов обратимся к президенту республики. Если давать оценку подвижному составу электротранспорта Казани в целом, то сейчас у нас в очень плохом состоянии 82 троллейбуса. Этим машинам больше 25 лет. Поэтому моя мечта - к чемпионату мира-2018 по футболу купить около 90 троллейбусов. То есть каждый год обновлять парк электромашин 30 новыми троллейбусами. К счастью, в Татарстане сложилась уникальная ситуация - в столице республики власти стремятся внедрять самые передовые в России технологии в пассажирском обслуживании населения.- Наши читатели спрашивают: продлят ли пятый маршрут трамвая?

- Этот маршрут оказался очень востребован среди казанцев. Мы с удовольствием отмечаем, что им ежедневно пользуются около 50 тыс. пассажиров. По нашей оценке, есть смысл удлинить его еще на 2 - 3 остановки после нынешней конечной «Солнечный город» в сторону микрорайона «Ферма». Ведь там располагается целый городок. И его жителям сейчас приходится идти пешком до трамвайной конечной остановки довольно далеко. Но в 2015 году средства на эти цели в бюджете не заложены. Надеемся, что наши планы и надежды горожан воплотятся к 2018 году, в ходе подготовки города к чемпионату мира по футболу.

Кстати
По итогам 2014 года парк «Метроэлектротранса» это: трамваев -107 единиц, из них 40 новые; троллейбусов - 208, из них 41 новый; электропоездов метро - 14, последнее приобретение в 2013 году. Среди трамвайных маршрутов самым популярным остается №5: за 2013 год перевезено 8 млн 700 тыс. 918 пассажиров, в 2014 году - уже 12 млн 034 тыс. пассажиров. Ежедневно трамваи пятого маршрута перевозят примерно 50 тысяч пассажиров.

news_right_column_240_400