Генералы песчаных карьеров

Социальные сироты - термин современный. Так специалисты называют детей, оставшихся без попечения взрослых, сирот при живых непутевых родителях или беспризорников.

news_top_970_100

Мы довольно часто сталкиваемся с ними на улице. Грязные, неухоженные, они вертятся возле игровых автоматов, на рынках, вокзалах. Прохожие по-разному относятся к ним: кто монетку даст, а кто брезгливо обойдет ершистую ватагу. Мальчишки не церемонятся с такими чистюлями, вслед им несутся ругательства и гогот. Но сколько бы мы ни старались отвернуться, отгородиться от бездомных детей, нам не удается это сделать. Они живут (точнее, выживают) среди нас и своим поведением бросают вызов сытому и довольному обществу, оставившему их на произвол судьбы.

Новошешминские бродяги

Воскресный день. Не торопясь иду мимо городского парка. Стайка мальчишек лет десяти-одиннадцати со всеми удобствами (если можно так сказать) расположилась возле Вечного огня. Пацаны сняли рубахи, вытянули ноги. У одного из них в руке мелькнул целлофановый пакет. Помедлив, я все-таки решилась подойти к ребятам. Увидев меня, в доли секунды собрали вещи, спрятали пакеты. Было похоже, что они в любой миг могут сорваться с места. Несколько мгновений мы разглядывали друг друга. Белобрысые, с вихрастыми, давно не видевшими ножниц головами, в старой замызганной одежде, в раздолбанных, видавших виды кроссовках, мальчишки смотрели на меня настороженно, ну точь в точь как дикие зверьки. Свистни - в момент прыснут в разные стороны.

- Ребята, а вы что делаете здесь? Вы откуда?

- Да греемся (говор выдает деревенское происхождение). Мы с Новошешминского района. Приехали к родственникам, а адрес забыли (обыкновенная легенда).

- А где же вы будете ночевать?

- Вчера спали в подвале, сегодня нашли место возле трубопровода, там и остановимся.

- А вы клей не нюхаете?

- Нет, тетенька (ангельски честные глаза заставят поверить и самого великого скептика).

- Где же ваши родители?

- Дома остались. Пьют они.

Я стою в растерянности, не зная, что же делать дальше. Просто так уйти невозможно, чем помочь - не знаю. Тут один из них, видимо, самый шустрый, сказал:

- Тетенька, мы есть хотим.

Сбегав в магазин, принесла им печенья. Обрадовались мальчишки. А я ушла расстроенная своим бессилием. Где они сейчас, веснушчатые странники, в каких подвалах нашли себе временное пристанище?

“Я не хочу домой!”

Стасу двенадцать лет. Три месяца как бродяжничает. За это время дважды задерживался инспекторами по делам несовершеннолетних, но домой так и не попал. На вопрос о родителях отмолчался. За него ответила инспектор ПДН Сирена Миннабутдинова, хрупкая миниатюрная девушка:

- Мать родила его в 20 лет. Отца ребенка не знает. Отчество и фамилию дала свои. В данное время нигде не работает, постоянно в квартире пьянки, посторонние мужчины. На Стаса у такой горе-мамаши времени, как видно, не хватает. Мальчишка до поры терпел выкрутасы мамы, а потом стал сбегать, приохотился нюхать клей. За эти три месяца мы два раза ловили его, приводили домой, но мать не открывала дверь, хотя было слышно, что в квартире идет гульба.

Милиционеры делают еще одну попытку доставить мальчика к маме. Стас, до сей поры молчавший, ближе к дому начал тихонечко, как-то по-щенячьи скулить: “Я не хочу домой, меня там изобьют. Не ведите меня туда, я боюсь”. Поднимаясь по лестнице, Сирена ни на минуту не отпускала от себя Стаса (а то сбежит, пояснила она). На этот раз инспекторам повезло: дверь им открыли. В квартире пирушка была в самом разгаре. На то чтобы разбудить пьяную мать и привести ее в чувство, ушло полчаса. Когда Ольга с трудом открыла глаза и поняла, зачем к ней пришла милиция, нетвердой походкой двинулась в коридор, где от страха забился в угол ее сын.

- Оба-на! Сынок! Где ж ты был? А где твои куртка и сумка? Сирена, миленькая! Ты мне сына привела! Дай я тебя расцелую, я ж его целый месяц не видела!

Но благодушное настроение мамаши продолжалось недолго. Стоило сотрудникам милиции начать выяснять, по какому поводу попойка, как добродушная до сих пор Ольга превратилась в фурию:

- Вы кто такие?! Чего вам надо, спрашиваю? Целый месяц мой ребенок не был дома, а вы даже не искали его...

Оставлять мальчишку в таком бедламе было нельзя, да он и сам не горел желанием жить дома. Пока всю честную компанию грузили в машину, чтобы отправить в отделение милиции, Стас вырвался из рук инспектора и сбежал.

news_right_column_240_400