Георгия Победоносца носил у сердца

Недавно умер Юрий Иванович Моисеев. Один из лучших нападающих страны в 60-е годы и затем выдающийся тренер дебютировал в пензенском «Труде». Затем выступал в «Металлурге» (Новокузнецк), ЦСКА (Москва). Тренерский путь начал в СКА (Куйбышев). Продолжил в ЦСКА, «Динамо» (Москва), ЦСК ВВС (Самара) и в «Ак Барсе». В 1998 году привел казанский клуб к званию чемпиона России. В победном сезоне в составе команды из столицы Татарстана выступало 16 воспитанников местного хоккея. Многократный чемпион и обладатель Кубка страны, чемпион мира, Европы и зимних Олимпийских игр 1968 года, обладатель Кубка европейских чемпионов с 1969 по 1971 год.

news_top_970_100

Юрий Моисеев, стоя за спинами хоккеистов во время матчей, всегда держал руку у сердца. Мало кто знал, что у него в кармане пиджака лежал знак Георгия Победоносца, и он постоянно прикасался к нему, как бы черпая силы для очередной победы. Юрий Иванович верил в методы своего великого учителя Анатолия Тарасова, в свои силы, в возможности своих воспитанников. Он до конца принадлежал хоккею. Эта игра была его религией. Не случайно даже весть о кончине Моисеева пришла в Казань перед началом хоккейного поединка, что само по себе символично, и была воспринята с большой печалью. С именем Моисеева связан самый большой взлет «Ак Барса» - выигрыш в 1998 году звания чемпиона России.

Юрий Иванович не зря называл себя учеником великого советского тренера Анатолия Тарасова. Моисееву тоже была свойственна тарасовская тщательность и дотошность в подготовке к каждому поединку. Он прекрасно знал все сильные и слабые стороны своих подопечных, мог сразу же по горячим следам досконально разобрать причины поражения или выигрыша. Для него святым понятием была спортивная честь. Бывший форвард «Ак Барса» Ильнур Гизатуллин называл Юрия Ивановича тренером от бога. При нем все работало в команде как часы. Если он кого-то ругал, то всегда по делу, а чтобы заслужить его похвалу, надо было очень постараться.

Календарь для Моисеева был обязателен, он старался пунктуально следовать датам. Как-то в сезоне 1989 - 90 года «Ак Барс» должен был добираться из Челябинска в Магнитогорск. Аэропорт Магнитогорска не принимал из-за нелетной погоды. Возник риск опоздать или вовсе не прибыть на календарный матч. И Юрий Иванович принял нестандартное решение - нанял сразу дюжину такси и рассадил на эти автомашины всю команду с техническим персоналом и баулами с формой. Ехали всю ночь и не сорвали календарную встречу, в которой к тому же еще и выиграли у магнитогорского «Металлурга» - 4:1.

Сергей Столбун, один из лучших бомбардиров казанского клуба за всю его историю, вспоминает и другие эпизоды:

- Моисеев явился тренером-находкой для «Ак Барса». Впервые я услышал о методах его работы, когда пришел в куйбышевский СКА. Юрий Иванович только-только покинул эту команду, и хоккеисты с уважением вспоминали необычные занятия, которые проводил с ними этот выдающийся наставник. Ребята рассказывали, как он заставлял их бегать с рюкзаками с песком за плечами или как они метали клюшками блины от штанги, причем не жалея часто ломающихся крюков.

А в Казани он применял и вовсе экзотические упражнения. Представляете, вывозил команду в чистое заснеженное поле и предлагал хоккеистам поиграть в футбол по колено или даже по пояс в снегу. Мы порой даже мяча не видели. Но эта игра в суперснежный футбол, по его мнению, резко повышала выносливость спортсменов.

Технический директор «Ак Барса» Игорь Смирнов тоже не мог остановиться, едва мы упомянули о Моисееве:

- Общались с Юрием Ивановичем практически каждый день. У него был четко расписан каждый час. Он знал, чем будет заниматься команда и в отдельности игрок через неделю и даже через месяц. Тщательно готовил каждое упражнение и терпеливо объяснял хоккеистам, чего он хочет добиться от них. Моисеев уделял огромное внимание бытовым мелочам. Следил даже за тем, выделили ли место в детском саду ребенку игрока, как обстоят дела в школе у сына или дочери другого члена команды или как чувствует себя тетя Роза, уборщица, какие проблемы есть у заливщиков льда. Его интересовало буквально все!

Надо сказать, что и для нас, журналистов, он всегда находил время. Порой, правда, скрипел, чертыхался. Но от интервью почти никогда не отказывался. Команда была на сборах в Объединенных Арабских Эмиратах, когда туда дошло известие о гибели спортивного репортера газеты «Молодежь Татарстана» Дмитрия Шалаева. Юрий Иванович сообщил об этом печальном факте игрокам на собрании и объявил минуту молчания. Журналисты нашего города и республики, которым доводилось встречаться с Моисеевым, тоже навсегда запомнили минуты общения с этим выдающимся учеником великого Тарасова.

 

Валерий НУГМАНОВ,
Амир БАРИЕВ

news_right_column_240_400