Татарстанец Павел Клетнев десантником прошел всю войну. Свою долгую жизнь — 98 лет Клетнев прожил активно. Легенда российского ВДВ известен также, как парашютист-рекордсмен, совершивший прыжок в возрасте 95 лет.
«День Победы в 1945 он встречал в Вене»
Клетнев всегда занимался спортом, был активным просветителем молодежи, вел здоровый образ жизни, вспоминают те, кто знал его. Его имя уважают и почитают не только в Татарстане, но и во всей России. Десантники между собой называли легенду Кузьмичем. Родственники и друзья рассказывают, что Павел Кузьмич был человеком скромным, но со строгими порядками.
«День Победы в 1945 он встречал в Вене, штурмовал Чехословакию и после войны держал активную гражданскую позицию, всегда его приглашали на мероприятия. Когда ему было 77 лет, мы с ним вместе на аэродроме совершили прыжок с парашютом. И его прыжки продолжались, каждый он посвящал либо дню ВДВ, либо Дню Победы. Последний прыжок он совершил в 95 лет, с высоты 4 тыс. метров. Он всегда говорил, что в небе все его болезни остаются в стороне», — рассказала Анастасия Клетнева, внучка героя Войны.
У Клетнева всегда было много дел и много планов, в свои годы он бодро катался на лыжах и интересовался многими вещами. В прошлом году 9 мая Павел Кузьмич открыл памятник Герою Советского Союза в кадетской школе, а спустя 11 дней его сердце остановилось.
«Он с уважением и почестью относился к Сталину, потому что под его именем они победили в Великой Отечественной, называл его гением человечества, потому что многое тогда он сделал для победы. Всегда переживал за свою родину. Он был настоящий русский солдат», — рассказал о нем Талгат Камалиев, учитель физической культуры и руководитель военно-патриотического клуба «Юный десантник» имени сержанта ВДВ Клетнева.
Увековечить имя татарстанского десантника хотят и в общественном месте Казани. Скоро стартует разработка проекта бюста, его планируют установить в парке Урицкого, рассказывают родственники.
«Когда началась специальная военная операция, он тоже очень переживал»
Талгат Камалиев вспоминает, каким человечным и открытым был Клетнев. В свои 19 лет он пережил блокаду Ленинграда. Вспоминал, насколько это было сложно, как он отдавал часть своего пайка голодным детям, как хоронил погибших жителей Ленинграда. Поэтому герой войны всегда и ко всем относился с уважением.
«Он ненавидел фашизм. Когда началась специальная военная операция, он тоже очень переживал и как старый солдат определил срок, сказал, что за три дня наши дойдут до Киева. Но потом, когда вмешались политики в это дело, все пошло не так. И он очень переживал, что с «бандеровцами» не покончили окончательно в свое время. Он ведь закончил свою службу в 1947 году, продолжал служить и добивать нацистов в Прибалтике. Когда начали приходить трагические известия наших ребят, он всегда вспоминал Сталина», — рассказал Камалиев.
Юные десантники по очереди преклонили колено и возложили цветы к могиле десантника, настоящего защитника Отечества. С уважением они вспоминали, как Павел Клетнев приходил к ним в школу и рассказывал о своей любви к отчизне.
«Поднялись на самолете на 4 тыс. метров, самолет делал два оборота. Мы прыгаем, встречаемся на земле, а он мне говорит: «Талгат, ты что-то в самолете бледненький был». Ну конечно, говорю, в первый раз в жизни с такой высоты прыгаю, я бы и не согласился, если бы вас не было рядом. А он отвечает: «Я как в трамвае – сел и поехал». Мог так поднять настроение», — рассказывает Талгат Камалиев о прыжках в парашютом с Клетневым.
«Всех называл внучатами»
У Павла Кузьмича осталось большое наследство — дети, внуки, правнуки и племянники.
«Они все воевали, все болели, но в то же время павел Кузьмич вел здоровый образ жизни, не пил, не курил. И он всегда нас и всех наших детей называл внучатами, даже детей племянников. Всегда интересовался, как у нас дела, где учимся, работаем. Такой живой, активный, пример для подражания.
Сам по себе был очень честный, трудолюбивый. Понятное дело, умирать не хотел. На последнее 9 мая он сам говорил, что скоро уйдет уже. Дал мне пачку чая „С днем победы«, и я до сих пор ее не открываю. Люблю его очень», — со слезами на глазах вспоминает Татьяна Клетнева, племянница Павла Кузьмича.
На открытие памятника Клетневу пришли военные 103 дивизии 357 воздушно-десантного полка.
«Он гордость казанских десантников, и в Ленинграде служил, и в 95 с парашюта прыгал. Пример для подражания каждого военного», — говорит Олег Геннадьевич, бывший служащий полка.