«Горе от ума» по-миннуллински

В Татарском академическом театре имени Г.Камала состоялась премьера спектакля «Дивана» («Одержимый»)

news_top_970_100

Сюжет до банальности прост, если бы не одно обстоятельство - Вали, начитавшись философской литературы, тронулся умом и все свои пламенные речи произносит в образе Ленина. Парень настолько заразился идеями вождя мирового пролетариата, что следует ему буквально во всем - одевается как Ленин, копирует его жесты, поет «Интернационал», живет в шалаше, как Ленин в Разливе, и называет себя не иначе, как Вил - Владимир Ильич Ленин. Окружающие невольно оказываются втянутыми в этот спектакль, и у каждого своя роль: сосед Нургазиз (Р.Тазетдинов) - сподвижник в ратных делах, брат Ким в представлении Виля-Ленина - сытая буржуазия, приходящие поглазеть на бесплатное представление дети олицетворяют собой народную массу.

Цитируя труды приверженца идей К.Маркса и Ф.Энгельса: «Долой классовую дискриминацию», «Все люди должны быть равны, без равенства не может быть человеческого общества», молодой человек искренне озадачен поиском ответа на вопрос: как сделать человечество счастливым? И не просто озадачен, а одержим.

Жанр спектакля обозначен как трагифарс. Действительно, многое вызывает улыбку: и пафос, с которым произносятся восторженные речи о светлом будущем, и поведение Виля... Но... Все было бы смешно, если не было бы так грустно. Революционные лозунги в спектакле обретают совсем другой смысл. Коммунистическая идеология здесь воспринимается скорее как метафора, как форма, чтобы затронуть по-настоящему серьезные современные проблемы. В пафосные речи о несовершенстве мироздания вплетаются реплики из сегодняшней жизни: «В стране коррупция, беспредел, наркомания, надо с ними бороться радикальными методами!» Вил искренне не понимает, почему его считают больным: «Коммунизм называют утопией. Разве плохо мечтать? Человек должен мечтать о недостижимом, должен стремиться к своей звезде. Ведь рая тоже никто не видел, но кто может сказать, что его нет?»

Отчетливо звучит в спектакле и тема нравственности. На гневную реплику брата «Над тобой все люди смеются, ты целыми днями бегаешь голым» Вил философски парирует: «Все люди обнаженные, просто думают, что под одеждой их наготы не видно». Спектакль можно цитировать до бесконечности. Из отдельных реплик и фраз, как из пазлов, выстраивается картинка о несуразности нашей жизни. Жизни, состоящей из парадоксов, противоречий и крайностей: герой в одночасье может стать изгоем, а преступник - благодетелем. Мы до основания все разрушаем, потом «новый мир» строим. Свято верим в то что делаем, потом сами же себя разоблачаем. А сколько парадоксов знает наша история? Когда за инакомыслие могли посадить, изгнать, сделать сумасшедшим, репрессировать, потом восстановить честное имя.

Сумасшествие главного героя - это способ уйти от действительности. Автор дает нам пищу для размышления. Может, мы все немного сходим с ума?! «Сумасшедший ритм жизни», «безумный мир» - слова из лексикона современного человека.

Куда-то бежим, торопимся и в этой бешеной гонке забываем о простых человеческих радостях, не понимаем близких, обманываем себя.

Два брата, рожденные от одной матери, говорят на разных языках, разве это сегодня редкость? Один занимается бизнесом, другой демагогией - у каждого своя правда. Кто прав, кто виноват? Вопрос риторический. Ни драматург, ни режиссер не дают ответа. Выбор за зрителем.

Спектакль потрясающий: прекрасный актерский ансамбль, соответствующие декорации. Великолепно вплетается в ткань спектакля музыка Бетховена и Андерсена, придающая щемяще-трогательную трагическую тональность действию. Такое органичное сочетание всех компонентов сегодня в театре встретишь не так часто. О спектакле еще много напишут и скажут. Новая постановка камаловцев никого не оставит равнодушным.

news_right_column_240_400