Горки

news_top_970_100

В нынешние новогодние праздники, конечно, количество всевозможных развлечений, особенно для детворы, просто зашкаливало. Но и во времена нашего детства зимой было чем себя развлечь на каникулах. Одним из главных мест притяжения всегда были ледяные или снежные горки.

Это свободное пространство образовалось между проезжей частью и тротуаром то ли намеренно, то ли по недосмотру авторов проекта нашей улицы Восход. Около нашего дома улица шла вниз, поэтому совсем неудивительно, что эта территория каждую зиму становилась местом катания. Горку готовили загодя, как только становилось более-менее морозно, ведрами выливали на нее воду - и пожалуйте кататься! Ледяная горка никогда не пустовала, днем ее оккупировала малышня на ледянках. Тех самых классических пластиковых ледянках с ручками, которые делали на здешнем же «Оргсинтезе». Кстати, их до сих пор можно найти на сайтах объявлений. И пусть горка была далеко не умопомрачительно экстремальной, но радостному визгу малышни не было предела.

А вечерами горку уже оккупировали подростки. Тут все серьезно - никаких ледянок, надо было съехать по льду, стоя на ногах, что и проделывали тогдашние экстремалы. Особым аттракционом было скатывание кучей, которая каким-то непостижимым образом умудрялась удерживать равновесие ровно до конца ледовой дорожки, а там уже логично все это превращалось в вопящую кучу-малу, которая, рассыпавшись на части, вновь устремлялась к вершине горки. Участие в таких каталках было, если хотите, своеобразным обрядом инициации. То есть если ты с нами - давай, рискни, скатись! И так до бесконечности - что малышня, что подростки, пока не появлялись рассерженные мамы и папы... А в следующий раз выпускали исключительно при условии, что уроки сделаны и никак иначе.

Каждый район города, само собой, имел такой центр зимних развлечений, в нашем районе им был парк у ДК химиков. Предметом особой гордости местной детворы стал лабиринт из ледяных плит, в котором устраивались бесконечные догонялки. Главным искусством было спрятаться в уголки лабиринта, чтобы не обнаружили. И конечно, горки, самые разные. Но была среди них и главная - самая крутая и длинная. На каждой горке нарисован свой персонаж из сказки, а самой длинной стал «Карабас-Барабас», где желобом для катания была извивавшаяся борода злого кукольника. Тут уж никаких ледянок не требовалось, скатывались гурьбой. И дух захватывало не меньше, чем на ином аттракционе. Хотя скорость была не такой уж и стремительной - попробуй разгонись ватагой сорванцов! Но кайф был именно вот в этом дуракавалянии и в том, что осилил и такую, тогда казавшуюся просто огромной, сказочную горку.

Парк ДК химиков. 2012 год

Но была и, наверное, самая главная горка детства. И это совсем по-суриковски: «...вот моя деревня». Дом моего деда в деревне стоял на склоне. Зимой крутой уклон дороги длиной метров в 50 непременно становился горкой, которую местные жители из уважения даже называли по фамилии деда - Юдинской. Здесь уже в ход шли санки - в деревне они служили альтернативой нынешним сумкам на колесиках: на них возили все что можно. А вот продававшиеся в магазинах санки не всегда выдерживали детский экстрим - гнулись и ломались. Но мне повезло - достались самодельные, уже покрытые ржавчиной, но очень прочные, все катастрофы на горке были им нипочем. Особенным праздником было появление толпы друзей - тогда из нескольких санок выстраивались «паровозики». Тут уж никакой бобслей рядом не стоял, ветер в ушах свистел, санки высоко (или так тогда казалось?) подскакивали на трамплинах, и потом весь «паровозик» утыкался в сугроб внизу горки, перед лесом. Приехали! Даже аварии с общим кувырканьем в сугробах не вызывали ничего, кроме дикого восторга: «...свернулись санки, и я набок - хлоп!» Тогда обязательно нужно было иметь с собой два комплекта одежды - один сох на батарее, пока второй укатывался снегом на горке. И неважно, один ты катаешься или гурьбой с друзьями - то непередаваемое ощущение останется на всю жизнь. Как и ощущение тепла и уюта дома, куда ты возвращаешься после покатушек - к дедовским историям про охоту, бабушкиным пирогам и вязанию и тихим вечерам с завывающей за окнами вьюгой, которая сулит еще больше радости завтра утром.

Антон Боровиков, 
Казань

news_right_column_240_400