Горожанин не должен знать, что такое ЖКХ

В любом уголке Казани, где приходится делать репортажи о коммунальных бедах, знают его фамилию. Новость о том, что в «Казанские ведомости» намечается его визит, раскалила редакционные телефоны. Известность эта вполне объяснима – в городе он руководит отраслью, к которой у горожан накопилось немало претензий. У нас в гостях председатель комитета ЖКХ Андрей Егоров.

news_top_970_100

Капремонт: желания и возможности

- Андрей Юрьевич, раньше все сваливали на то, что отрасль ЖКХ убыточная. С 2005 года перешли на 100-процентную оплату, но значительных перемен не заметно…

- Я бы так не сказал. То, что мы осваиваем с каждым годом все больше средств, не может не сказываться положительно на решении проблем ЖКХ. В частности, на состоянии жилищного фонда. Так, если в 2005 году делали капремонт на 200 миллионов, то в следующем на миллиард. Чувствуете разницу? А в этом году уже планируем освоить 3 миллиарда. Да и статистика доказывает: год от года снижается количество жалоб – есть прямая зависимость между тем, сколько денег мы вкладываем в дома и на сколько снижается количество аварий. Есть, конечно, дома, куда мы еще с деньгами не заходили. Но и для них это недалекое будущее.

- Они обижаются. Говорят, что по 40 лет не видели ремонта и сейчас подъезды не ремонтируют. Зачем, мол, нам такой капремонт?

- В программе капремонта четко прописано, что можно сделать за деньги, выделяемые федеральным центром. Мы можем ремонтировать только общедомовое имущество: стояки холодной, горячей воды, электрику, лифты, подвалы, кровлю, чердачные помещения, канализацию, отопление, фасад. К сожалению, не можем провести благоустройство двора и ремонт в подъездах. И даже не можем менять перекрытия – на улице Лядова в прошлом году столкнулись с этой проблемой. Стали менять коммуникации - оказалось, что эти трубы и держат перекрытия. За счет других средств выкрутились, но московской комиссии показали. Те задумались. Надеемся, что изменения в программу будут внесены.

- Как же быть?

- Другой вопрос, что ограничений по количеству работ нет – все зависит от инициативы жильцов. И конечно, от их возможностей. Во-первых, жильцы должны собраться и принять решение о том, какие работы необходимо провести в доме. Составить дефектную ведомость, смету. При этом надо помнить, что из получившейся суммы жителям предстоит заплатить 5%. Понятно, что платежа в счете-фактуре недостаточно. Значит, необходимы дополнительные сборы. Тут и возникает проблема – скинуться, чтобы собрать эти 5%, людей не заставишь.

- Вы говорите, что средств в строке «Капремонт» недостаточно, но люди ведь платят за это не один год…

- Хочу напомнить, что в платежке отдельная строка появилась в 2003 году. Я всегда привожу один пример. В год стандартная пятиэтажка собирает 150 - 160 тысяч рублей за капремонт и текущий ремонт. А обычно мы проводим его не менее чем на 5 - 6 миллионов в одном доме. Так что собственных накопленных средств не хватит.

- Но можно провести ремонт в подъездах и не по федеральной программе?

- Это право собственников, которые могут на общем собрании определить, что им необходимо, проголосовать и сделать за свой счет.

- А если половина квартир неприватизированная?

- У каждого квадратного метра есть собственники. В неприватизированных квартирах чаще всего муниципалитет. После собрания подается заявка – деньги должны быть заложены в бюджет на следующий год.

- По закону о фонде капремонт в регионах проводится только при определенной доле ТСЖ в муниципалитетах. Если в прошлом году это было 5%, в следующем уже 20. Получается, именно поэтому огромные УК сейчас механически преобразуются в ТСЖ?

- Не механически! Это заблуждение. По закону ТСЖ может быть создано в доме, в котором 51% жителей за его создание. Собственник сам решает, какую форму управления ему выбрать. Силком его никто туда не затащит. Он сам может выступить инициатором создания иной формы управления. Угрожают, что не будут обслуживать, заявки принимать? Другие придут…

- Как это выглядит в реальности? Дом в Авиастроительном перейдет в управление компании Советского района?

- Зачем все усложнять? Главное - не зависнуть после создания ТСЖ, как это нередко случается. Обращаются ко мне: что дальше-то делать? Я отвечаю: должен быть инициатор, который понимает, в каком направлении надо двигаться. Сами не можете управлять домом? Можно нанять людей! Можно наконец самому научиться – не боги горшки обжигают! Еще момент: те дома, где способ управления не выбран, мы выставляем на торги. Что самое интересное – заявляются те самые бывшие ЖЭУ - новые компании на этот рынок не приходят.

- Насколько жители информированы о своих правах в области ЖКХ?

- Я часто с населением общаюсь, замечал, что в теме разбираются процентов 20 - 30. Мы, конечно, и через СМИ, и через личное общение стараемся разъяснять. Можно открыть Жилищный кодекс и там все прочитать. Но если даже все прочитают, то поймет только небольшая часть. Я и сам ЖК читал полтора года и до сих пор к нему обращаюсь: все запомнить не могу. Там большой объем всевозможных дополнений, нормативных документов.

В последнее время появился интернет-портал, где также можно получить информацию по жилищно-коммунальным вопросам.

Ошибка общероссийского масштаба

- Среди жалоб населения немало по увеличению платы за электричество и воду, вызванному 307-м постановлением.

- Постановление федеральное – его комментировать не могу. Я ведь исполнитель законов. Конечно, очень надеемся, что оно будет пересмотрено. Когда оно вышло, мы были инициаторами (и не только в республике, но и в России) не запускать его. Но это было незаконно. Тогда один из известных жителей Казани просто закидал нас жалобами по поводу того, что мы не выполняем российский закон. В результате прокуратура нам выписала штрафы, обязала работать с этим постановлением. Что мы и сделали летом прошлого года - как помните, платежки с космическими счетами стали приходить горожанам осенью. Пострадали все – но он все равно народный герой...

- И тем не менее счетчики устанавливать вы по-прежнему рекомендуете?

- Всегда привожу пример своей семьи, состоящей из четырех человек: утром встали, умылись, приготовили обед, убрались и т.д. Конечно, вода без толку не льется – но и особо не экономим. При этом мы тратим 40 – 50% от норматива. Впечатляет? Мы провели подсчеты и выявили возрастную закономерность: более всего расходует воду молодежь (20 - 30 лет). Экономия у них составляет 10 – 20%. От 30 до 55 лет – 50 – 60%. У тех, кому свыше 60 лет, экономия до 70%. Кроме того, установка счетчиков – это и показатель культуры потребления, и экономия, которая может замедлить рост тарифов. Каким образом? Допустим, все установили узлы учета – водопотребление в разы упадет. Водоканал станет меньше тратить средств на химреагенты для очистки, трубы меньше изнашиваться. Энергозатраты, а значит, материальные затраты упадут, и это может привести в дальнейшем к приостановке роста тарифов. Будут расти, но не так стремительно.

- Одна из причин огромного общедомового потребления – незаконное подключение частников…

- Это было повальным явлением несколько лет. Но мы вместе с поставщиками услуг за это серьезно взялись. Нелегалов стараемся, как только поступает сигнал, отключать. А вообще все арендаторы обязаны иметь свои собственные узлы учета. И их показания из общедомового потребления должны вычитаться.

- Так надо или не надо оплачивать эти космические счета?

- Платить по счетам надо, иначе жилищники могут на вас подать в суд. Есть другой путь – до конца разобраться в проблеме: почему у дома такое энергопотребление? Может быть, обратиться в прокуратуру, написать в комитет ЖКХ. Мы выясним и во время проверки разберемся. И если начисление неправильное, вам сделают перерасчет. К сожалению, есть квартиры, которые единственный зарегистрированный там собственник сдает внаем. По нормативу платит за одного, а фактически там проживают пять. Вот за них мы и платим.

- Как вызвать комиссию в дом, чтобы учесть эти «мертвые души»?

- Создать комиссию нетрудно – придут представители жилищной организации, составят акт, после которого начисления будут производиться по количеству проживающих. Дело в другом - этим должны заниматься и налоговые органы.

Светлое будущее ЖКХ

- Будут ли усредняться тарифы «Казэнерго» и «Татэнерго?»

- Вся подготовительная работа проведена, собрана соответствующая документация. Вот твердят о несправедливости - разделении казанцев по «тепловому признаку». Но ведь все познается в сравнении: тариф «Казэнерго» - один из самых дешевых в республике (около 800 рублей). В тех городах, где нет «Татэнерго», одна гигакалория тепловой энергии стоит не менее тысячи рублей.

- Почему тарифы растут каждый год, а зарплаты и пенсии нет?

- Растут энергозатраты – это основополагающий фактор в росте тарифов. Мы его стараемся сдерживать в последнее время за счет сокращения кадров. Минимизировали затраты: за год экономим порядка 25 - 30 млн рублей. Если бы этого не сделали, тариф бы был еще больше. А вот зарплата, правильно говорите, и в нашей отрасли не растет. В среднем коммунальщики получают 12 - 14 тысяч, жилищники – 9 - 10 тысяч.

- К чему мы стремимся в ЖКХ?

- Чтобы человек не знал, что такое ЖКХ. Чтобы он проснулся с утра, и ничто бытовое его не заботило: принял душ, сварил кофе, вышел в чистый двор… Чтобы настроение у него не падало – повышалась работоспособность и поступали налоги в городскую казну.

news_right_column_240_400