«Хэсэд» - значит забота о больных и одиноких

Об этом центре по Казани ходят самые добрые слухи. Главный - его сотрудники, представители еврейской общины, заботятся о каждом своем человеке, нуждающемся в помощи.

news_top_970_100

- Это как бы два министерства: соцобеспечения и культуры, - улыбается она в ответ. - Но наша задача - помощь малообеспеченным или больным евреям или членам еврейских семей. Таково условие наших спонсоров.

Мини-минсоцзащиты

- Кто они?

- Большая доля нашего бюджета - средства, получаемые от Американского еврейского распределительного комитета «Джойнт», который существует более 90 лет. Кстати, его сотрудники не только финансируют наш центр, но и проверяют, как мы распоряжаемся этими деньгами. Имеем средства и от местных меценатов. И конечно, всевозможные гранты.

- С наступлением кризиса что-то изменилось?

- Пока нет. Финансируют нас в том же объеме. Резкого притока нуждающихся мы тоже не заметили. У нас есть несколько программ, по которым мы работаем с нашими подопечными. Одна из них называется «Уход на дому». Руководит программой Татьяна Гармаш. В работе с больными важно не только знать, какое питание ему нужно, как больного перевернуть, искупать, но и найти с ним общий язык. Иногда это самое сложное. Наши клиенты - в основном люди пожилые. Мы контролируем наших патронажных работников, иногда их меняем. Ведь люди могут не сойтись характерами. Сейчас программой ухода на дому у нас охвачено около 80 человек. Большой помощью для них становятся бесплатные инвалидные коляски, ходунки, костыли, противопролежневые матрасы.

Все это оборудование мне продемонстрировали. Я обратила внимание на подробный график патронажа. В нем подробно и наглядно расписано, кто, к кому и когда должен приходить.

- Медицинскую программу ведет наш доктор Марина Гончарук, - продолжала мой собеседник. - По этой программе клиенты получают бесплатные лекарства, консультации врачей, заказывают новые очки. Есть даже программа зубопротезирования и сдачи анализов на дому для тех, кто не выходит из дома. Есть у нас и программа питания. Она делится на две части. Первая - пластиковые карточки. Если человек полон сил, но у него маленький доход - деньги перечисляются ему на карточку Visa. И он сам покупает продукты в магазине. Если человек в силу болезни малоподвижен, а доход больше, то для него формируется продуктовый набор и доставляется на дом.

- По каким критериям люди получают помощь в вашем центре?

- Помощь не зависит ни от стажа работы, ни от званий, ни от заслуг. Мы благотворительная организация. Поэтому критерий один - уровень жизни конкретного человека. На каждого нуждающегося у нас заведена анкета, где отмечено все: от адреса и номера телефона до диагноза и размера пенсии.

- Что самое трудное в вашей работе?

- Сейчас в связи с повышением пенсий мы пересмотрели списки участников программы питания. Кого-то придется из них исключить. Самое трудное теперь - позвонить этим людям и утешить тем, что они останутся в других программах. Мы никогда не бросаем своих подопечных совсем. Раз в месяц у нас бывает бесплатная парикмахерская: к нам приходят учащиеся профтехучилища. Выгода обоюдная: бабушки получают стрижку или прическу, студенты - практику.

- У вас, наверное, большой штат?

- Штатных сотрудников у нас немного. И зарплата невысокая, но все они профессионалы и преданные делу люди. Наши глаза и уши - волонтеры. Кто-то работает на телефоне, кто-то в программах. Это энтузиасты, которые в курсе всех дел. Есть учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, пенсионеры. Самой старшей - 82 года. Есть даже семьи волонтеров. Возглавляет их Раиса Алмазова - женщина, которая умеет не только организовать, но и поддержать в трудную минуту.

И мини-министерство культуры

- А оно как работает?

- Со дня открытия нашего центра, уже 11,5 года, каждое воскресенье мы встречаемся с интересными людьми. Это может быть лекция известного врача или встреча с писателем. Выступление детского танцевального коллектива или современной музыкальной группы. В центре работает молодежный студенческий центр. Есть изостудия, которую ведет известный художник. Есть несколько танцевальных коллективов, в которых танцуют дети, их мамы, старшие братья и сестры и даже бабушки. Есть сильный вокальный коллектив. Певцы часто ездят на гастроли. Сейчас мы опять заказываем для них новые концертные костюмы.

Потом меня повели в библиотеку.

- Она хорошо известна среди казанских студентов. Здесь они находят самые редкие книги. А тюз как-то ставил пьесу по книге еврейского писателя, которую отыскали только у нас.

- Кто может пользоваться вашей библиотекой?

- Кто угодно! Это материальная и медицинская помощь у нас только для евреев и их семей, все остальное для всех желающих. Еще у нас работает воскресная школа для детей от 4 до 12 лет. Дети изучают историю и культуру своего народа, занимаются прикладным творчеством, музыкой, танцами. Есть и шахматный кружок и кинозал. Вот только фильмы у нас другие. Мы смотрим еврейские фильмы, мировую классику. Блокбастеры, фэнтези, ужастики в нашем кинозале не увидишь.

- Молодежи в центре много?

- Не так чтобы очень, но те, кто пришел и нашел себе занятие, уже не уходят. Ребят отсюда никто не гонит, хоть до полуночи могут сидеть. Мы стараемся создавать в центре домашнюю атмосферу, чтобы людям хотелось прийти сюда снова. На природе организуем семинары для волонтеров и тренинги для наших работников. Непросто ведь каждый день общаться с больными людьми и принимать близко к сердцу их проблемы. Мы учим сотрудников расслабляться, отвлекаясь от чужих проблем. Есть у нас семейные летние лагеря. Такая форма отдыха должна быть только семейной! Это позволяет детям и родителям лучше узнать друг друга.

news_right_column_240_400