«Хочу в пансионат для престарелых»

Щемящая городская картинка. По улице 25 Октября, толкая перед собой стул, еле-еле движется старушка. Каждый шаг дается ей с трудом. Она то и дело останавливается, чтобы перевести дух...

news_top_970_100
Автор фото: zdravlek.ru

ИСТОРИЯ 1. Серафима Павловна не думала, что к 80 годам ей придется остаться один на один со старостью. Назвать ее одинокой нельзя. В Норильске живет дочка, в далекой Америке сын. Дочь предлагала переехать к ней, но куда ей, старухе, на Север! Здесь квартира и родина. Но то ли от тоски, то ли от одиночества занемогла женщина сильно. «Скорая» уже привычно ехала на ее вызовы. Серафима Павловна терпела сколько могла. Но в конце концов позвонила к нам в редакцию.  «Дочка, мне бы в дом престарелых, - глотая слезы, попросила она. – Только дети у меня  есть».
ИСТОРИЯ 2. Знакомая вернулась из отпуска с неспокойной душой. Ее почти парализованная 83-летняя мама осталась за тысячи километров с братом. Он разрывается между семьей, работой и матерью. Забрать старушку к себе женщина не может. Кроме нее с мужем в их «двушке» живет незамужняя дочка с ребенком. Вот если бы под Казанью, как на Западе, был для престарелых коммерческий пансионат, мечтает она...
СТАТИСТИКА. Коммерческих пансионов для престарелых в нашей республике нет, пояснили в пресс-службе Минтруда, занятости и соцзащиты РТ.  Но есть нормативно-правовые акты по развитию негосударственного сектора в сфере оказания соцуслуг. Сейчас в республике 139 госучреждений соцобслуживания. В  том числе 28 домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Обеспеченность ими 100%.  Нет очереди в дома-интернаты общего профиля. Мало этого, 96 мест сегодня свободны. 
КОГО ПРИНИМАЮТ. В дома-интернаты принимают женщин с 55 лет, мужчин с 60 лет и инвалидов 1-й и 2-й группы старше 18 лет, нуждающихся в постоянной или временной посторонней помощи.  Прием производится по путевке  Минтруда, занятости и соцзащиты РТ на основании ходатайства от территориального органа соцзащиты, заявления гражданина и пакета документов. Престарелых граждан и инвалидов принимают на условиях частичной или полной оплаты. В зависимости от способности к самообслуживанию, размера дохода и наличия близких родственников, обязанных их содержать. Размер оплаты для тех, кто не может себя обслуживать,  рассчитывается с учетом пенсии нуждающегося гражданина и обязательного участия в оплате близких родственников. 
ИСПЫТАНИЕ ОТ БОГА. Зампредседателя Общественной палаты РТ Татьяне Забегиной проблемы одинокой старости известны. По долгу службы она часто общается с пожилыми. А над тремя из них взяла шефство. 
- Татьяна Вениаминовна, одинокая старость при живых детях и родственниках - явление не редкое. Виной не только бессердечие. Серьезных причин, когда дети не могут ухаживать за престарелыми родителями, много. Почему же мы не создаем для них частные пансионаты, как в Европе? 
- До Европы нам далеко. Слишком разные у нас доходы и уровень жизни. Коммерция предполагает прибыль. А какая прибыль от наших стариков, у которых пенсия в среднем 8 тысяч? Их родные тоже не десятки тысяч долларов зарабатывают. А качественный уход за престарелыми, больными людьми требует немалых трат. Но проблему решить можно. Только единственного решения нет. У каждой семьи оно свое. 
ВАРИАНТЫ. Их несколько. Если пансионат, то при частно-государственном партнерстве. Это могут быть социальные дома наподобие дома ветеранов на Дубравной. Отличный вариант для одиноких стариков! Ведь в одном доме живут люди примерно одного возраста, уклада, взглядов. Важно, что там круглосуточное медсопровождение, аптека, магазин и прочие удобства шаговой доступности. Пожилые жильцы не чувствуют себя в изоляции. Если здоровье позволяет, им можно передвигаться по городу, навещать друзей и так далее. Другой вариант - предоставление санаториями пансиона для престарелых в месяцы затишья. Два-три месяца отдыха за умеренную плату пойдут на пользу и старикам, и их детям. Если подумать, вариантов масса. Главное - создать выбор, чтобы каждый мог найти лучший, приемлемый для его семьи выход из непростой ситуации. 
МНЕНИЕ АВТОРА. Моя гражданская позиция: я категорически против того, чтобы престарелого человека вырывали из семьи. Видела, как страдают они в доме старости. Старики должны жить с детьми! Есть мудрая поговорка: «Как ты относишься к своим родителям, так и твои дети отнесутся к тебе». А они должны видеть, как мама и папа ухаживают за немощными дедушками и бабушками. В этом элемент воспитания и  крепости семьи. И если нам выпала неизлечимая болезнь родителей и необходимость за ними ухаживать, надо отнестись к этому как к испытанию, данному Всевышним. 
Когда мы были маленькими и беспомощными, родители, не зная сна и отдыха, ухаживали за нами. Теперь наш черед. Испытание в этом мире дается неспроста. Долги необходимо отдавать. Но если нужно устроить родного человека в пансионат, то только на время. Чтобы он знал: это ненадолго, только чтобы перевести дух.  
ГЛАВНОЕ. Ну откроем мы частные пансионаты. Но как бы потом нам самим в них не оказаться. Ведь дети могут посчитать это решением деликатной проблемы старости... 

news_right_column_240_400
news_bot_970_100