Ходить в музеи совсем не скучно

В последние годы казанские музеи и галереи балуют нас первоклассными вернисажами, которые тем более ценны, что посещать их можно без спешки и утомления, пусть даже и не за 5 копеек. Нынешняя зима ознаменовалась настоящим фестивалем выставок, преимущественно прикладного искусства. Остается надеяться, что не только туристы, но и казанцы проявляют активный интерес к музейным экспозициям.

news_top_970_100
Очень порадовали недавно принятые постановления, касающиеся бесплатного доступа школьников в музеи. В давние годы пионерского детства мы всей дворовой компанией часто посещали главный городской музей, который теперь называется Национальный музей РТ. Во-первых, потому что жили неподалеку, во-вторых, потому что цена билета в 5 советских копеек была необременительна, а в-третьих, потому что там было интересно. Телевизионная эра еще только начиналась, и впечатлениями мы не были избалованы. У многих были любимые экспонаты: у мальчишек - обычно чучело большой белуги, пулемет «Максим», а у девочек - карета Екатерины или портрет нарядной боярышни. Когда подросли и стали выезжать в другие города, музеи привычно стояли на первом месте в культурной программе и на втором (после магазинов) в числе реальных объектов посещения. Выяснилось, что знакомство с казанскими художественными собраниями послужило хорошей подготовкой к восприятию шедевров столичных галерей. Казань-матушка заботливо снабдила нас «приданым» начального образования по части искусства. Сейчас наш город переживает настоящий туристический бум. Множество вернисажей удачно совпали с зимними каникулами школьников, длинными выходными взрослых. Как рассказала мне одна мамочка, ей едва удалось увести свое чадо от елки в галерее современного искусства. Девица 6 лет, научившаяся тыкать пальчиком в компьютерную клавиатуру много раньше, чем читать, оказалась совершенно очарована невиртуальными рукотворными игрушками на елке, как она сама сказала, «немножко живыми» куклами. Конечно, живые, точнее, одушевленные искусством художника, как и прочие изысканные персонажи выставки «Художник. Куклы. Дети». Разве забудешь фигуры умилительных крестьянских детей Татьяны Волковой или летящего на зонтике Сказочника Елены Шмелевой?А в музее изобразительных искусств, что через дорогу от галереи, выставка для посетителей постарше, точнее, сразу две, объединенные темой моря: «Айвазовский и флот» и «Морской и горный пейзаж». Есть в Санкт-Петербурге Военно-морской музей, посвященный истории флота российского. Оттуда привезли полотна замечательного мариниста Ивана Айвазовского, там же выставлена живопись из собрания нашего музея и Научной библиотеки им. Лобачевского. Когда работ Айвазовского несколько, сразу видишь, каким разным может быть на его картинах море. А еще думаешь, что у больших пейзажистов одна общая черта - природа на их полотнах, будь то горы, лес или море, всегда одухотворена, всегда в диалоге с душой художника и зрителя. Из питерского музея привезли и другие экспонаты: портреты великих флотоводцев и подлинные флаги с исторических судов, даже с ботика Петра I. И конечно модели старинных кораблей, изящных парусников, галер. А что получается, когда задается тема выставки «Морской и горный пейзаж»? Получается, что в экспозиции преобладают пейзажи Крыма. Ах, Крым! Как много в этом слове...Ну а теперь в кремль. Здешние зимние выставки даже перечислить сложно. Начну с декабрьских гастролей в казанском Эрмитаже, куда привозили реплику Большой императорской короны. Оригинал был создан в ХVIII веке для Екатерины II. Спустя 250 лет смоленские ювелиры создали реплику короны (это версия, а не точная копия изделия), использовав для этого немыслимое количество бриллиантов и прочих драгоценностей. И вот на высокой подставке за стеклом медленно вращается перед нами сияющее чудо ценою в остров с городами и садами. Чувства смешанные: восхищаешься ювелирным шедевром, но задумываешься, что же заставляет человеческое сообщество тратить столь гигантские ресурсы на символику, пусть даже государственную...Петербургский Эрмитаж прислал в свой казанский филиал выставку под названием «Итоги всех веков. Эпоха историзма в России. 1820 - 1890 годы». В экспозиции наглядно представлено, как российская культура весь XIX век примеряла на себя обличье разных стран и эпох, словно кружилась на маскараде, описанном Лермонтовым. Портреты людей в тщательно выписанных нарядах и подлинная одежда, детали дворцовых интерьеров, мебель, посуда и прочие предметы быта аристократии... - каждая из вещей не просто свидетельство ушедшей жизни, а произведение искусства, «пристегнутое» к определенному художественному стилю. Всего так много, что бродить по залам можно сколь угодно долго, разглядывая затейливые подробности вещиц, радуясь узнаванию предметов бытия, описанного в русской классической литературе.Тему эстетики дворянского обихода продолжает выставка антиквариата в Манеже «Зарисовки усадебного быта». Старинная идеально отреставрированная мебель, очень дорогая и по тем временам, и тем более по нынешним. Среди этого великолепия - прелестная французская колыбель в виде ладьи. В подобной могла бы качать дитя Татьяна, в девичестве Ларина. А в Пушечном дворе - «Сокровища Крыма». Здесь и драгоценные вышивки, и ювелирное искусство крымских татар. Интересно сравнить, чем же отличались реальные представления тюркской аристократии о красоте и роскоши от стилизаций, привычных нам по сериалам о гаремных страстях.И стоит упомянуть еще один своеобразный вернисаж, на который попадал посетитель кремлевских музеев, задержавшийся там до ранних зимних сумерек. До чего же изобретательно, даже изысканно была украшена и иллюминирована территория кремля в нынешние новогодние праздники!Что общего между выставками произведений искусства, в основном прикладного характера, но такими разными по характеру, стилю и времени создания? Музейные работники и галеристы стараются показывать публике именно то, в чем, по их мнению, люди на настоящий день испытывают потребность. Современный человек все в большей степени живет в мире виртуальных образов, черпая из них визуальные впечатления и эстетические радости. А тут нам предлагают полюбоваться материальностью, подлинной рукотворностью уникальных вещиц, каждая из которых «немножко живая», как выразилось то компьютерное дитя. Это все равно что после пребывания в помещении, хоть и комфортном, глотнуть свежего воздуха живой природы.

news_right_column_240_400