В чем секрет столь разительных перемен, где скрывались резервы? С этими вопросами наш корреспондент обратился к генеральному директору предприятия, депутату Казанского Совета народных депутатовАсфану ГАЛЯВОВУ.
- Наш главный "секрет" - это люди, их добросовестный, самоотверженный труд. Невозможно перечислить всех, кому мы обязаны возрождением предприятия. Это и коллективы трамвайного депо №3, которым руководит Адгам Абдуллин, службы пути Михаила Мороза, энергохозяйства Раиса Гарифуллина, и многие другие. Это и водители троллейбуса Николай Евграфов, Александр Плетенов, Румия Ворончихина, Ильсур Сабиров, электрогазосварщик Александр Храмов, мастер бригады капитального ремонта путей Равиль Яруллин, водитель трамвая Лидия Якимова, мастер дистанции №2 службы пути Ильдус Зантемиров, слесарь-электрик Виталий Титов. Это и заместитель генерального директора по эксплуатации Рифкат Гаянов, и многие другие.
Теперь о том, с чего мы начинали. Я принял руководство "Казгорэлектротрансом" в конце 2001 года. Положение тогда было действительно аховое: кредиторская задолженность составляла 118 миллионов рублей, людям не выдавали зарплату, накопились большие долги по налогам. Было ясно, что без кардинальных, решительных мер, в том числе и не очень популярных, не обойтись.
- Говорят, что вы начали с того, что сменили 90 процентов руководителей?
- Да, мы освободились от нерадивых руководителей, зато приняли 600 кондукторов, которые стали привозить предприятию "живые" деньги. При этом ввели режим жесточайшей экономии финансовых средств. Затем по согласованию с городским комитетом по транспорту и связи ввели двухсменный режим работы и сняли с маршрутов все двойные вагоны, за счет чего сэкономили еще 4 миллиона рублей.
- Вы посягнули не только на спаренные вагоны, но и на дислокацию части служб и подразделений...
- Мы провели тщательный анализ деятельности всех служб и подразделений предприятия: их назначение, штатное расписание, функциональные обязанности. Многие службы занимали помещения, за аренду которых нам приходилось платить. Ушли от аренды, переселив всех в другие помещения. Сократили и число используемых рабочих телефонов. Все это позволило высвободить часть средств и направить их на основное производство. В ходе структурной перестройки были также объединены и реорганизованы некоторые службы и подразделения. Так, служба СПС была объединена с ПТО, ликвидировано спецдепо, полностью реорганизован ремонтно-строительный цех, а совсем недавно объединили службу выручки и контроля со службой движения. Большой вклад в дело подъема производства внесли организация двухуровневой автоматизированной системы управления, выполнение первого этапа внедрения автоматизированной системы радиотелеуправления тяговыми подстанциями. А в этом году начнем внедрение навигационной системы контроля за подвижным составом.
- Можно сказать, что вы провели настоящую революцию на производстве. А каков ее результат?
- Достаточно сказать, что рост доходов от перевозок трамваями и троллейбусами вырос на 188,4 процента, а среднемесячная зарплата увеличилась с 2303 рублей до 4781. На сегодняшний день предприятие работает стабильно, у людей впервые за многие годы появилась уверенность в завтрашнем дне. А это уже немало.
- Наверное, было бы неплохо прибавить к этому еще и сотню-другую новых трамваев и троллейбусов?
- Сегодня мы имеем 610 единиц подвижного состава: 331 трамвай и 279 троллейбусов, износ которых, соответственно, равен 71,1 и 88,2 процента. Между тем на наше предприятие падает 64,7 процента общего объема перевозок населения Казани. Только за 12 месяцев прошлого года мы перевезли 273,5 миллиона пассажиров, причем число платных из них составило лишь 51,7 миллиона человек, это 18,9 процента. Конечно же, ждем и надеемся, что наступивший 2004 год станет приоритетным в смысле приобретения новых трамваев и троллейбусов: ведь мы нынче отмечаем 105-летие казанского трамвая. Уже имеется постановление Кабмина РТ о значительном обновлении парка наших машин. На смену устаревшей технике придет новая, более современная и комфортабельная.
Думаю, что с помощью руководства города и республики с честью подойдем к юбилею нашей родной столицы. А старый, добрый и надежный друг казанцев - городской электротранспорт будет каждое утро выезжать на многочисленные городские маршруты, бесперебойно и четко перевозя жителей и гостей 1000-летней Казани.
Беседовал
Владимир МУЗЫЧЕНКО.