ДЕТИ - Ты не представляешь, какие у меня дети! - сразу сообщила она мне. - Я сейчас педагогическую практику в школе прохожу. Мне дали пятиклашек. Берет, аккуратно уложенные волосы, классическое пальто - внешне Олеся настоящая учительница. Но самое главное - она как будто стала мудрее! - Все замечают, что я повзрослела, - соглашается Олеся и на одном дыхании рассказывает о своей новой жизни.ПУСТЫРНИК - Свой первый урок я вела одна. Классный руководитель моих ребят внезапно заболела. Мне было очень страшно. Но все же не так, как перед семинарами и экзаменами в университете. Дисциплина в классе оставляла желать лучшего. На уроке дети меня не слушались, занимались своими делами, болтали, смеялись, а многие откровенно меня игнорировали. Когда пришла домой, мне было так плохо, что упала на кровать, уткнулась в подушку и разрыдалась. Маме пришлось приводить меня в чувство пустырником. Так продолжалось несколько дней. В классе - все вверх дном и нервы. А вечером - слезы и мама с пустырником. Мне казалось, что практиканткам поладить с детьми такого возраста невозможно. Наверное, это доступно только избранным, наделенным особым педагогическим талантом, размышляла я.СОЧИНЕНИЕОднажды мои пятиклашки писали сочинение. В конце второго урока в середине третьего ряда вдруг поднимается рука: «Олеся Петровна, Игорек написал. Но он хочет все это зачеркнуть и начать сначала, - сообщает его сосед. - И боится вам об этом сказать». Игорек поднимает глаза, на которых крупные слезы, с испугом смотрит и ждет моих действий. А я смотрю на него и с ужасом вспоминаю, что советует методичка по педагогике, когда дети плачут на уроке? Беру тетрадь мальчика, читаю перечеркнутый текст. «У тебя же все хорошо написано, - шепчу ему. - Зачем все переписывать?» Глажу мальчугана по голове. И вижу, что он успокоился и улыбнулся! Домой в тот вечер я летела как на крыльях. СИТУАЦИИВ классе есть один всезнайка. Каждый раз, когда я задаю вопрос, он выбегает ко мне, трясет под моим носом рукой и громко кричит: «Я знаю! Спросите меня!» Причем кричит так, что я ничего не слышу и откровенно теряюсь. Опять мысленно листаю ту методичку. И ловлю себя на мысли, что не запомнила страницы, где описывались такие случаи. Выход один - искать пути общения с таким всезнающим ребенком. На внеклассном мероприятии, к которому накануне готовилась два вечера, пятиклашки меня передразнивали, болтали, а потом демонстративно собрались и ушли. Я чувствовала себя полностью уничтоженной... Но, несмотря на это, мне было нелегко ставить ребятишкам двойки. Другое дело - четверки или пятерки! Вот когда эти хитрецы с радостью бегут со своими дневниками. Но вот стоит перед тобой очаровательный лентяй, который не выучил урок, потому что весь вечер просидел «ВКонтакте». Ты понимаешь: его просто необходимо наказать двойкой, а почему-то не можешь этого сделать. Представляешь, что эти хитренькие глазки сразу начнут плакать... Нет, уж думаю, пусть ветхий «трояк» сохранит детские нервы. А вечерами ловлю себя на мысли, что уже не рыдаю и не пью пустырник. Только все время думаю, как найти с детьми общий язык? ПОВОРОТОднажды, когда я участвовала в научной конференции, вместо меня вела урок однокурсница. По секрету всему свету она рассказала «моему классу», что я заняла первое место. Утром, едва я вошла в класс, все дети дружно встали, захлопали и искренне поздравили меня с победой. А потом засыпали вопросами. Полкласса сообщили, что после школы непременно пойдут учиться на филфак. С того дня мои дети словно переменились. Они начали меня уважать. И мы стали словно родные.Как только я успокоилась, все сразу стало получаться. С всезнайкой мы нашли общий язык. Оказалось, с ним просто нужно договориться, чтобы он иногда молчал, дав подумать другим. Игорек, регулярно рыдающий из-за сочинений, сейчас бойко отвечает на уроках и даже хулиганит. Я поняла, для этого мальчика важно, чтобы кто-то поддерживал в нем уверенность. Двойки ставлю сейчас спокойно. Потому что знаю: после плохой оценки ребенок придет на урок подготовленным.В отношении трудных детей, которых сложно усмирить, что-то внутри меня подсказывает: то, какими эти дети станут в будущем, во многом зависит от нас, учителей. Любой проказник в этом возрасте мягок и податлив. И если учитель поймет, как с ним обращаться, из проказника получится хороший человек.МИНУС- Моя практика подходит к концу. Дети это чувствуют и переживают. Да и я сама не своя... Учителем хотела быть с детства. После школы легко поступила на филфак. Поняла - работать в школе мне интересно. Каждый день непохож на другой. Но в этой работе есть один существенный минус - зарплата. На первых курсах большинство моих однокурсников тоже хотели быть учителями. Но когда узнали о зарплате... В результате в школу пойдут единицы. Непонятно, почему специалисты, воспитывающие будущих граждан страны, получают такие гроши! Я сейчас колеблюсь только по этой причине.КСТАТИ. Российское правительство сообщило на днях, что зарплата учителей в этом году повысится на 30%.
Идти или не идти в учителя?
Десятки выпускников педагогических вузов Татарстана ломают сейчас голову над этим вопросом. Студентка филфака Олеся - одна из них. Вот что девушка рассказала нашему корреспонденту.