Игромания и ее жертвы

Казанский игроман, доведенный до отчаяния непосильными долгами, покончил жизнь самоубийством, оставив без средств жену и двоих детей.

news_top_970_100

Об этом трагическом случае поведал известный казанский ученый, практикующий кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин. Сегодня мы публикуем его размышления на тему игровой зависимости и ее пагубных последствий для человека и его личности.

- Во время пикета, организованного защитниками игрового бизнеса, я услышал такой аргумент: «В наших салонах играют только богатые люди. Зачем же им мешать?!» Категорически не согласен с таким тезисом. По-моему, это просто глупости и лукавство: серьезные социологические исследования уже давно подтвердили, что все игровые автоматы в России наполнены деньгами... бедняков. По-настоящему богатые люди у нас вообще редко ходят в такие заведения. У них совсем другие игровые поля: банковская сфера, биржа, бизнес... И уж будьте уверены, на этих полях они предпочитают не проигрывать.

Нет богачей и среди моих многочисленных пациентов. На прием приходят (а вернее, их приводят «под конвоем» родные) в основном студенты, рабочие, предприниматели и даже... пенсионеры. Согласитесь, что этих людей никак не назовешь просто обеспеченными. Впрочем, в нашем городе достаточно обеспеченными считают уже тех, кто зарабатывает 10 - 20 тысяч рублей в месяц. Все относительно...

Был среди них и тот рабочий-строитель, которого так засосала опасная трясина игромании, что он свел счеты с жизнью. Остались жена и двое детей, которых он довел до голода и нищеты, систематически проигрывая все, что зарабатывал нелегким трудом (кстати, этот человек получал немало, по нашим казанским меркам, - около 20 тысяч). Но денег ему все равно не хватало, да и семью надо было как-то кормить. И тогда он стал делать то, что делают все игроманы - занимать. Мне искренне жаль жертву игромании, и я хочу сказать всем, кто «завис» на игре: не запускайте болезнь, не доводите себя до последней черты! Игроманию можно победить только на ранних стадиях.

Расскажу еще об одном человеке, который сейчас проходит курс лечения. Ему 32 года, он предприниматель, успешно занимается бизнесом в сфере лизинга. Зарабатывает 20 - 30 тысяч рублей в месяц. Когда начал посещать салоны, думал, что сможет в любое время «спрыгнуть», остановиться. Но игра затягивала все больше. Кончилось тем, что набрал долгов на сумму около 400 тысяч рублей, запустил свой бизнес, поставив на грань банкротства фирму. Начались серьезные конфликты в семье. После активной психотерапевтической работы играть стал меньше, занялся делом, есть шанс, что скоро станет «нормальным» человеком.

Многие меня спрашивают: почему вполне благополучные люди становятся игроманами? Прежде всего считаю, к одноруким бандитам многих толкает духовная пустота, которая у них периодически возникает и которую они не могут ничем заполнить. А еще жажда разбогатеть, не прикладывая особых усилий. Немаловажны и такие факторы, как азарт и кураж, испытываемые во время игры. Как заядлые альпинисты, раз за разом поднимающиеся в горы и рискующие жизнью ради одного счастливого мгновения, которое они «поймают», оказавшись на вершине, так и игроки идут в салоны, чтобы еще и еще раз пережить те волнующие и, как им поначалу кажется, прекрасные ощущения настоящего экстрима. А потом наступает момент, когда они уже не могут без этого жить, он выходит на передний план и они играют уже исключительно ради него. И хотя их личная и общественная жизнь при этом становится все хуже и невыносимей, жизнь без игры им кажется еще страшней и бесполезней. Они уже играют ради самого процесса.

По словам многих пациентов, первым толчком к постоянной игре для них стал яркий момент первого выигрыша. Он зафиксирован в их мозге, как у наркомана зафиксирован образ шприца с заветной дозой, приносящей кратковременное «счастье». «Я еще не играю, а только иду в салон, а у меня уже бьется сердце от предвкушения куража!» - признался один из них.

Впрочем, выигрыш, как я уже сказал, для настоящих игроков не главное. К тому же многие из них давно догадываются , что этим занятием жить невозможно. Игровой бизнес рассчитан на то, чтобы очистить карманы у публики - другого не дано. Но когда я говорю об этом пациентам, для них этого аргумента оказывается мало. Что свидетельствует: их игровая зависимость стала сильнее разума. Так что психологам и психотерапевтам приходится работать со смысловыми структурами личности, с эмоциональной сферой, чтобы устранить депрессии, беспокойство, тревогу и потерю ценностей. Бывают случаи, когда достаточно подкорректировать эту сферу, чтобы зависимость от игры исчезла сама собой. Но запущенная болезнь требует более длительного и разнообразного лечебного процесса.

Еще одна беда, которая сопровождает игроманию, - алкоголизм. 95 процентов моих пациентов имели и такую зависимость. Поэтому прежде чем лечить игроманию, необходимо разобраться и с другими «маниями». Не верьте тем, кто обещает снять одну зависимость, не убрав другую, - это просто невозможно.

Разумеется, этой болезни, как и многим другим порокам, подвержены далеко не все люди. Много таких, которые могут играть и никогда не станут игроманами, - это так называемые геймблинги. Но есть люди, находящиеся в группе риска, имеющие генетическое и психологическое предрасположение к подобной тяге. Один может играть много лет и не заразиться. А другой за год станет конченым игроком.

Я бы посоветовал всем, кто испытывает тревогу и депрессию без игры, попробовать искать экстрим в других сферах своей жизни: в работе, в бизнесе, в творчестве. Ищите адреналин там, к тому же эти занятия заполнят вашу жизнь реальным смыслом, сделают ее богаче и интересней. Еще один совет: не ходите теми маршрутами, где есть игровые автоматы и игорные залы, попробуйте обходить их стороной. Этот метод так называемой заместительной терапии бывает иногда весьма эффективным. Кстати, я поддерживаю решение властей об упорядочении расположения точек игорного бизнеса в нашем городе и республике. Хотя, по большому счету, оно поможет решить проблему лишь частично. Разумеется, очень многие перестанут играть вообще, не найдя возле своего дома игровой автомат, салон или казино. Но найдется и немало таких, кто поедет ради игры хоть на край света. Это все равно, что сказать казанским пьяницам, что с завтрашнего дня они смогут выпивать только... за городом.

Проблема состоит конечно же не только в чрезмерном количестве игровых точек. Она куда глубже и серьезней. Беда в том, что вся сегодняшняя жизнь в России - это сплошная игра под девизом «Выживешь - не выживешь?» У нас играют все. Мы - концептуально играющая страна.

Народу, на мой взгляд, сегодня нужны не иллюзорная мечта о быстром богатстве, а стабильная работа, приличная заработная плата, ощущение собственной важности и нужности - своему делу, своей стране. Еще нам как воздух необходимо уменьшить алкоголизацию и наркотизацию жизни и улучшить дела в реальном секторе экономики. Мы должны создавать свои хорошие станки и машины, строить свои корабли и самолеты, шить свою добротную одежду и обувь, самим возводить жилые дома и делать многое другое своими собственными руками и умом. Поверьте, как только жизнь в стране наладится, многие пороки и язвы общества, о которых мы сегодня, к сожалению, говорим, зарубцуются и исчезнут сами собой.

Ради этого великого дела, которое вполне могло бы стать национальной идеей России, по-моему, стоит и жить, и работать.

 

Записал

Владимир МУЗЫЧЕНКО

От редакции. Мы надеемся, что этот материал не оставит равнодушными наших читателей. А что думаете вы по поводу поднятых автором проблем? Мы готовы услышать и ваш голос в защиту жизни и разума в нашем общем доме.

news_right_column_240_400