От «Туганлыка» до «Науруза»
- Ильфир Ильшатович, на фестивале свои спектакли представили 29 театров из Турции, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Румынии и России. Как удалось организовать приезд стольких коллективов?
- Да, в этом году в «Наурузе» приняли участие около 1000 человек. Наконец-то к фестивалю присоединился Узбекистан. Конечно, прилететь в Казань из Якутии, Хакасии или других дальних регионов очень дорого. Но так совпало, что в Уфе перед самым «Наурузом» проходил фестиваль «Туганлык», многие национальные театры участвовали в нем, и мы на автобусах привезли их сюда.
Все театры хотят гастролировать, общаться, всем интересно, что происходит у коллег в других регионах, странах. И фестиваль дает возможность познакомиться, налаживать творческие, человеческие связи. Например, несколько лет назад у нас на фестивале был венгерский театр. Его актеры подружились с театром из Якутии и пригласили их к себе на фестиваль. Мы всегда рады такому сотрудничеству.
- Многие театральные критики говорят о кризисе современной драматургии, особенно национальной. Да и в фестивальной афише было много спектаклей по пьесам классиков мировой драматургии.
- Кризис драматургии ощущают все театры. Это острая проблема. Конечно, надо, чтобы в репертуаре была и мировая классика, но обязательно должна быть и национальная драматургия - классическая и современная.
- А современная татарская драматургия есть?
- Есть. Но иногда мы у себя не замечаем интересного материала. Очень сложно сказать, пойдет ли зритель на ту или иную пьесу. Бывает - слабенькая пьеса, а режиссер смог ее вытянуть и сделать из нее конфетку. И спектакль, который был рассчитан всего на один-два сезона, живет много лет. Так что рецепта заведомо успешной пьесы нет и быть не может.
«Это и есть живой театр»
- Интересно, по какому принципу вы составляете репертуар?
- Если ставить краткосрочные цели, то мы, естественно, возьмем в работу комедию, и не просто комедию, а музыкальную, на которой зрители могли бы отдохнуть. Но это не значит, что комедии - второсортный, некачественный жанр. Но бывают совершенно бессмысленные пьесы, где смех ради смеха или юмор «ниже пояса».
Вообще, можно много рассуждать о том, каким должен быть современный театр, какой герой нужен современным зрителям, но главное - надо действовать. Театру не стоит ждать, что в один прекрасный момент ему вдруг принесут гениальную пьесу. А драматургам тоже надо вставать с дивана и самим проявлять активность. Им очень важно знать законы сцены. А для этого нужно ходить в разные театры, смотреть разные спектакли, чтобы чувствовать дыхание, бывать за кулисами, на репетициях, общаться с режиссерами, актерами. Если не будет такого творческого взаимодействия, то вряд ли что получится.
- Поэтому вы и организуете театральные лаборатории?
- Творческие лаборатории, экспериментальные постановки в разных жанрах необходимы для развития театра. Это отличный мозговой штурм, движуха…
И это дает конкретный результат. Например, по итогам недавней лаборатории из множества эскизов спектаклей мы отобрали 10, из них еще три. На их основе практически готовы три спектакля. Запускаем их в октябре на малой сцене. Это будут абсолютно новые имена в драматургии. Естественно, режиссерам было сложно работать с этим материалом, потому что он сырой, но эта совместная работа интересна и важна для всех. Это опыт. Это и есть живой театр.
Поэтому и фестиваль «Науруз» мы переформатировали в театральный образовательный форум. В рамках фестиваля лучшие специалисты России проводят творческие лаборатории, мастер-классы для режиссеров, актеров, драматургов, художников-сценографов. Это настоящая творческая лаборатория. Правда, в этом году представили только спектакли. Но сразу после фестиваля мы открыли новый проект «Науруз-School» - фестиваль национальных студенческих спектаклей. Это можно назвать малым «Наурузом». Студенты театральных вузов из Башкортостана, Азербайджана, Казахстана, Венгрии, Татарстана и Москвы представят свои дипломные и преддипломные спектакли. Это не только показы спектаклей. Педагоги из разных регионов будут проводить мастер-классы в Доме актера.
Как за сутки продать 9 тысяч билетов
- В России проводятся другие фестивали студенческих спектаклей?
- Фестивали есть, но у нас акцент именно на национальные театральные студии, национальные кадры. Мы постоянно отстаиваем интересы национального театра. Это очень важно - растить национальные кадры. Необходимо, чтобы у начинающих актеров просыпался интерес к своим национальным театральным традициям, родному языку.
Хорошо, что государство поддерживает национальное искусство, поддержало идею такого фестиваля. Хочется, чтобы молодые актеры поняли, что можно и нужно играть на национальном языке и это востребовано. А сейчас многие талантливые ребята просто уходят в русские театры.
- Как современный театр может привлекать новых зрителей, далеких от искусства?
- Наверное, каждый театр ищет свои способы. Мы проводим розыгрыши билетов, распродажи билетов со скидками. Уже второй год подряд 27 марта, в День театра, на нашем сайте можно приобрести билеты на спектакли, идущие до конца сезона, со скидкой. Скидки разные - от 10% до 70% - в зависимости от популярности спектакля. Чем спектакль популярней, тем меньше скидка. В 2017 году за 24 часа только через сайт продали 1130 билетов, в этом году - 9000 билетов! Один человек приобрел 98 билетов! Я даже не представлял, насколько эффективной окажется эта идея. Причем многие, кто воспользовались возможностью купить билеты на сайте театра, пришли на наши спектакли впервые. Просто узнали в интернете про акцию, заинтересовались и пришли. И наверняка многие вернутся, чтобы посмотреть другие спектакли. Театры должны сегодня активно привлекать зрителей, идти им навстречу. Возможностей сегодня очень много. Надо только их видеть и использовать.
«В Камаловском театре смеются три раза»
- У татарского театра очень интересная история. Планируете открыть музей в театре - это тоже привлечет зрителей?
- У нас будет музей, но не в самом театре, а в отреставрированном здании на улице Татарстан, 8. Это буквально напротив театра. Здание историческое. Здесь располагался Восточный клуб, где игрались первые спектакли татарского театра.
Это не просто музей, это интерактивная площадка. Мы не хотим выставлять в стеклянных витринах костюмы из разных спектаклей, макеты декораций, фотографии. Неповторимая театральная атмосфера будет создаваться благодаря новым технологиям. Допустим, в гримерке можно будет почувствовать себя актером, выбрать себе какой-то образ и, сидя перед волшебным зеркалом-монитором, наложить себе виртуальный грим. Наши специалисты придумали и создали специальные компьютерные программы. Там будет и площадка режиссера, и много других сюрпризов. Я побывал в разных музеях мира, многие из них используют интерактивные технологии, но такого театрального музея нет ни в России, ни в мире. Надеюсь, к концу года музей будет открыт.
- Татарский национальный театр может стать туристической достопримечательностью Казани?
- Конечно. Наш театр расположен в историческом центре Казани: Старо-Татарская слобода, озеро Кабан, набережная… Мимо театра пройти невозможно. Однажды в 8 утра иду в театр. На набережной - группа туристов. Экскурсия в 8 утра! Гид им говорит:
«А это татарский театр имени Камала...» Мне стало интересно. Остановился, чтобы послушать. Она говорит: «В этом театре смеются три раза. Сначала смеются татары. Потом смеются русские: они слушают перевод, поэтому и смеются с запозданием. А потом снова смеются татары - над тем, что смеются русские». Так здорово, что есть такие гиды с чувством юмора!