- Леонид Александрович! Расскажите, пожалуйста, как получить простому гражданину информацию о налогах, какие обязанности есть у налоговых органов, какие права у граждан.
- В системе исполнительных органов власти налоговые органы занимают особое место. Помимо контрольных функций, у налоговых органов еще есть обязанность информировать налогоплательщиков. Об этом прямо записано в ст. 32 Налогового кодекса РФ.
В рамках проводимой правительством РФ административной реформы недавно принят еще один документ, раскрывающий именно эту функцию - «Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения». До этого услуги, оказываемые налогоплательщикам, перечислялись в Едином стандарте обслуживания налогоплательщиков.
- Чем знаменателен этот документ?
Регламент направлен на повышение качества исполнения государственной функции. Он определяет требования к порядку исполнения услуг, сроки их исполнения, форму контроля за исполнением услуг и порядок обжалования гражданином актов (решений) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц при исполнении указанных функций.
Главной идеей документа является обеспечить информирование налогоплательщика по существу и в установленные сроки.
- Какую конкретную информацию вправе получить гражданин?
Это информация о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
- порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
- правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
- формах и форматах налоговых деклараций (расчетов), порядке их заполнения, порядке и сроках представления налоговых деклараций (расчетов);
- письменных разъяснениях Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
- реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, об изменениях указанных реквизитов, а также об иных сведениях, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
- состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа и приеме налоговых деклараций.
Каким образом осуществляют налоговики информирование граждан?
Информирование граждан начинается с посещения налоговой инспекции. На стендах в инспекцию размещается вся информация, необходимая для обращения в налоговый орган: наименование инспекции, почтовый адрес, адрес электронной почты как самой инспекции так и вышестоящего органа и ФНС России, наименование официального сайта Управления, телефоны справочной службы, графики проведения семинаров с налогоплательщиками и т д.
Информирование осуществляется как индивидуально, так и публично. Т.е. любой гражданин может задать вопрос в устной форме при обращении налогоплательщика лично в налоговый орган или по телефону справочной службы, а также в письменной форме.
Широко используют в своей практике налоговые органы республики публичное информирование путем размещения информации на официальных сайтах ФНС России, Управления ФНС России по Республике Татарстан, на информационных стендах инспекций, путем проведения семинаров.
Большую поддержку в повышении уровня информированности граждан и воспитании налоговой культуры оказывают налоговым органам средства массовой информации, телевидение, радио, печатные СМИ.
Имеет ли эффект проводимая налоговыми органами работа? В чем он выражается?
Несомненно, проведение информационной работы среди налогоплательщиков имеет колоссальный эффект. В качестве примера можно привести результаты декларационной кампании по доходам 2007 г. Значительно возросло количество граждан, самостоятельно продекларировавших свои доходы. Привлечено к декларированию свыше 227 тыс. граждан.
Процесс повышения налоговой грамотности, воспитание законопослушного налогоплательщика, осознанно, самостоятельно уплачивающего налоги, является длительным процессом. На протяжении последних лет налоговая служба в республике реализует целый комплекс мер по формированию налоговой культуры населения республики. В этой связи важно начать воспитание граждан со школьной скамьи. В начале года в школы республики были переданы детские книги «Поговорим о налогах», изданные под редакцией Федеральной налоговой службы. В мае текущего года работники налоговых органов республики провели дни налоговых знаний в средних учебных заведениях. Более чем в 1000 сельских и городских школах состоялись встречи, на которых были заложены основы налоговых знаний среди учащихся.
Управление ФНС России по РТ намерено продолжить эту работу по воспитанию будущих налогоплательщиков.