В этом году в УНИКС перешел новый разыгрывающий — итальянец Марко Списсу, до этого игравший за «Динамо Сассари» из Сардинии, где он был ведущим игроком. За время выступления за свою родную команду он стал обладателем Кубка Италии и Кубка ФИБА-Европа. Теперь же итальянец обживается в Казани и выступает в Евролиге за татарстанский клуб.
Подробнее о том, как Марко оценивает свой первый сезон в УНИКСе, когда планирует вернуться к играм за сборную Италии и что думает о снежной погоде в столице Татарстана, читайте в материале «Казанских ведомостей».
«Черт, Евролига! Конечно же, мне нужно ехать»
Марко, это ваш первый сезон за пределами Италии. Расскажите, как проходили переговоры с УНИКСом, почему вы выбрали именно этот клуб?
Этот сезон складывается удачно, мы в хорошей позиции. Я думаю, что я очень сильно вырос за это время. Это прекрасная команда для меня. Я все еще молод, мне совсем недавно исполнилось 27 лет. Переход в УНИКС - был очень большим шагом для моей карьеры. Это возможность поиграть в Евролиге.
Что касается команды, то мне не на что жаловаться. Мы впервые играем в Евролиге, и находимся в зоне плей-офф. Сейчас у нас, действительно, очень хорошая позиция. У нас осталось совсем немного игр, но каждая из них важна для нас. Мы должны продолжать бороться и выигрывать.
Я выбрал Казань, потому что летом у меня были проблемы с «Малагой». Мой агент позвонил мне и сказал, что появился шанс сыграть в Евролиге, перейдя в УНИКС. Я нисколько не раздумывал об этом, просто воспользовался возможностью, подумав: “Черт, Евролига! Конечно же, мне нужно ехать”. Играть в этом турнире всегда было моей мечтой. И тут у меня появился шанс “потрогать” Евролигу руками, и конечно, я воспользовался ей. Это, безусловно, хорошо для меня.
По информации СМИ, вы не смогли перейти в «Малагу», потому что не прошли медосмотр. Что конкретно пошло не так, и почему все-таки не удалось подписать контракт с испанцами?
Для них проблема заключалась в том, что у меня была травма, которую я получил еще до Олимпийских игр. Но я быстро от нее оправился, буквально за несколько дней, и прошел медосмотр в Италии. Просто поверьте мне, перед Олимпийскими играми тебя проверяют с головы до пяток. Врачи сказали мне, что я могу играть, у меня все хорошо.
Я тренировался с командой, играл в баскетбол, все было в порядке. Но примерно спустя пять дней после Олимпийских игр я прошел медосмотр в «Малаге», где мне сообщили, что у меня есть проблемы с бедром. Поэтому я не смог пройти медосмотр, но я был в форме.
Я сказал им: «Дайте мяч, и я покажу вам, что я могу играть», но они сказали: «Нет, нет». Что я мог в таком случае сделать? И через день мне уже позвонил мой агент и сказал, что есть предложение от УНИКСа, где меня очень хотят видеть. Примерно за три дня мы сделали все организационные дела, и я уехал.
Самая смешная вещь, что я продолжал играть в баскетбол, но при этом не смог пройти всего один медосмотр. Это просто рассмешило меня. Но для меня это в прошлом, сейчас я хочу говорить только о своем настоящем и будущем. И я точно в хорошей форме.
Надеюсь, нет никаких сожалений о том, что вы теперь здесь, в УНИКСе.
Нет, абсолютно точно никаких сожалений об этом нет.
«Я уже проходил путь от игрока со скамейки до лидера»
В «Динамо Сассари» вы выходили в старте, сейчас выходите со скамейки. Это вас не обижает? Как думаете, почему с вашим приходом в УНИКС вы стали начинать игры на скамейке?
Я думаю, что подобные изменения происходят в зависимости от уровня соревнования и соперника. Мы все сейчас в большой команде, которая хорошо идет в Евролиге. Прошлый год я провел в большой команде в Италии, которая боролась за чемпионство страны. Я думаю, это все-таки немного разные вещи.
Да, это не просто, но я стараюсь найти свою роль в команде. И я думаю, что я нашел ее. Я должен отдавать все, что могу в те минуты на площадке, которые у меня есть. Иногда это 10-15, а иногда и 20 минут.
Я видел, что игроки, выступающие в хороших командах, которые хотят быть лучшими, “Реал”, “Барселона”, играют по 10-15–20 минут. В среднем, не больше 20 минут. Я думаю, это помогает всей команде оставаться на высоком уровне все время. Поэтому они и могут бороться за первые и вторые места стабильно каждый год.
«Я бы хотел играть больше, как и все»
То есть подобная роль, когда вы выходите со скамейки, нормальна для вас? Или вы все-таки ставите перед собой цель выходить на площадку с первых минут?
Да, конечно, я хочу оказаться в стартовом составе, это мечта любого. Но я думаю, что у нас сейчас появилась определенная последовательность, нежели в начале сезона. Лоренцо - наш основной разыгрывающий, и он справляется с этим, действительно, хорошо. На площадке не всегда есть возможность перехватить мяч, подготовить бросок, но несмотря на все возникающие трудности он наш лидер.
Я уважаю решение тренера, потому что до того, как стать лидером «Динамо Сассари» я тоже начинал с выхода со скамейки, но я прошел весь этот путь. Я знаю, что это значит. Но в любом случае я помогаю игрокам, а они помогают мне стать лучше. Для первого года — это нормально. Я пока пытаюсь понять, что происходит, где я прямо сейчас, и это хорошо. Но конечно же, я бы хотел играть больше, как и все.
В этом сезоне вы пропустили два матча, в Польше и последний с ЦСКА, почему?
Может быть, я пропустил и больше, не знаю точно. Но дело в том, что у нас в команде восемь легионеров, а по правилам Единой лиги ВТБ на матч может быть заявлено только шесть. Поэтому нам приходилось меняться, это зависело от тренера, и его решений. Иногда я могу быть вне игры, иногда кто-то другой. Проблема лишь в этом.
То есть никаких травм не было?
Нет, никаких травм. Я в идеальной форме. Я всегда очень сильно хочу играть, но таковы правила Единой лиги ВТБ, поэтому мы меняемся в играх этого турнира. Иногда я могу быть в игре, иногда я могу быть вне ее. Но есть множество других игр: Евролига, Единая Лига ВТБ, то есть здесь всегда много шансов сыграть, проявить себя.
«В начале сезона мы искали свою идентичность»
В этом сезоне УНИКС играет волнами: команда начала год плохо, потом был рывок, буквально несколько игр назад снова был спад. Почему команда выступает так нестабильно?
В начале сезона мы искали свою идентичность. Поэтому мы и проиграли в Евролиге четыре или пять игр. Но потом мы ее нашли, мы нашли нашу команду, прочувствовали ее химию. После этого мы и стали много выигрывать, стали, действительно, непобедимы. Выиграли «Реал Мадрид», «Милан», обыграли дома «Басконию». Было много таких успешных игр.
Но потом началась проблема с короновирусом. Сначала выбывает один игрок, потом - два, три, четыре. А потом мы и вовсе перестали играть, и собрались все вместе только спустя 15 дней. Из-за этого вновь появились небольшие проблемы, в том числе и с химией в команде. Я надеюсь, что мы найдем способ оставаться несгибаемыми, какими мы и были в ноябре-декабре. Мы тренируемся для этого.
В Евролиге вы лично показываете элитную статистику попаданий, как с дальней дистанции, так и с средней. Но вы получаете крайне мало бросков, с чем это связано?
Причина в том, что у нас есть много игроков, которым нужно бросать больше, чем мне. Здесь много игроков, которые более опытные, чем я. Они должны забивать, вести игру. Моя роль - разыгрывающего, главная задача начинать комбинации. Например, отдать пас вместо того, чтобы бросать.
Да, и я согласен, что я бросаю не так много, и я хочу брать больше ответственности на себя в этой части сезона. Конечно, я воспользуюсь этой возможностью. Потому что я люблю играть и бросать под давлением соперников, когда игра подходит к концу. Я не собираюсь идти назад, я иду только вперед. Я буду бросать больше, посмотрим.
В этом сезоне УНИКС обыграл топовые команды Евролиги, но находится на границе плей-офф. Как оцените шансы команды на выход в финал?
Я думаю, у нас хорошие позиции в Евролиге, мы боремся за плей-офф чемпионата. Я думаю, мы на хорошем месте. Понятно, что сейчас все команды растут, улучшают результаты, и мы должны расти тоже. Безусловно, это не будет легко, мы это знаем, но мы хотим быть в финале Евролиги в конце сезона. Это наша цель, и ради нее мы готовы бороться, достигать мечты. Потому что все наши ребята - мечтатели, и мы хотим мечтать.
Со скамейки вы выходите как правило с Айзея Кэнааном, нашли ли вы с ним взаимопонимание?
Я вижу, что он мне очень сильно помогает. После нескольких игр я понял, что мы будем выходить со скамейки вместе. И каждый день мы тренируемся, начинаем лучше понимать друг друга: какой бросок он мне даст, куда и как передаст мяч. Это моя ментальная задача понять, куда отдать передачу, чтобы игрок мог сделать бросок. Я думаю, что в конце сезона мы будем еще больше помогать друг другу, создавать еще больше бросков. Это было бы лишь плюсом для команды.
«Мы должны выжимать из себя максимум и не злить тренера»
Как вам работается с Велимиром Перасовичем, какой он тренер? Во время игр он кажется эмоциональным.
Я думаю, он довольно эмоциональный, потому что он бывший баскетболист. Может быть, иногда он хочет играть, ворваться в игру. Поэтому и проявляет эмоции так часто во время матчей. Он понимает нас, он так реагирует, потому что хочет помочь нам на площадке, но не может этого сделать, потому что он тренер. Он очень хороший тренер, он всегда отлично подготовлен к играм. Как команда, мы вместе делаем прекрасную работу. Я надеюсь, что мы продолжим в том же духом в конце сезона тоже.
Может ли он вспылить на тренировке и, например, бросить в стену планшет?
Всякое может случиться. Иногда он может быть немного в бешенстве или нервным, такое может случиться. Это часть игры, тренировки. Это его работа. Может быть, иногда на тренировках мы можем выкладываться не на полную, можем потерять фокус, из-за чего он может разозлиться. Но мы должны делать свою работу, выжимать из себя максимум, и не вынуждать его злиться.
Какие у вас отношения с одноклубниками? Кто из них для вас наиболее близок?
Все в команде очень хорошие игроки и личности. Это хорошая команда для того, чтобы построить химию, двигаться в одном направлении. Я не могу выделить кого-то лично, кто был бы мне наиболее близок. Но я думаю, что Джон Браун - самый веселый парень в команде.
На площадке он всегда боец, он не хочет говорить ни о чем другом, кроме победы. Но в раздевалке он всегда старается рассмешить тебя. И это очень полезно для команды, потому что обычно ты думаешь много о баскетболе, и тебе нужно отдохнуть от этого, насладиться другими вещами.
«Хезонья берет на себя много ответственности, иногда это хорошо, а иногда плохо»
Как работать в одной команде с Марио Хезоньей? Многие считают его настоящей звездой команды. Нет ли у него звездной болезни, высокомерия из-за этого?
Он не высокомерный, он большая личность. Поэтому он берет много ответственности на себя. Иногда это хорошо, иногда плохо. Но мы не можем ничего говорить о нем, как об игроке, потому что в этом плане он восхитителен.
Иногда качества высокой личности могут быть хорошими, могут быть плохими. Но положительная сторона этого заключается в том, что он всегда принимает решения, даже когда у команды все складывается не очень удачно. И это очень хорошо, как для клуба, так и для него самого.
Что вы имеете в виду, когда говорите, что его ответственность иногда оказывается плохой?
Иногда он берет на себя плохие броски, иногда ему нужно быть более агрессивным, проявляя лидерские качества и злость в отношении игрока, которого он взял на себя. Он должен показывать нам разнообразный стиль игры. Иногда, наоборот, он ведет себя слишком рассхалаженно. Но он очень хороший игрок, и я счастлив быть с ним в одной команде.
Основываясь на вашем опыте, чем отличается баскетбол в России и в Италии?
Разница, конечно, есть, но это зависит от тренера. У каждой команды разный подход, разные тренировки, потому что у каждого тренера свой менталитет. Думаю, в Италии баскетбол более тактический, чем в Единой лиге ВТБ.
Единая лига ВТБ более жесткая и контактная. Но в любом случае, если говорить о баскетболе, то ты всегда стараешься выйти на площадку и показать свой лучший результат.
Вы также играли за национальную сборную Италии. Когда вернетесь к играм?
Я не знаю, сейчас у нас окно в феврале. Но я не могу поехать, потому что мы играем в Евролиге. Я думаю, летом я, конечно же, поеду, если они меня позовут.
Главной проблемой переезда в Казань стала собака
Расскажите, как вы обживаетесь в Казани. Насколько мы знаем, вы даже перевезли сюда свою собаку?
Да, перевезти собаку в Казань было очень тяжело, потому что перелет из Италии довольно долгий. Это была главная проблема переезда. Но в любом случае мы счастливы быть здесь. Моя собака очень любит снег, каждый день ему радуется, просто сходит с ума. Прыгает в сугробы и ест весь снег, который только видит. Я тоже люблю Казань. Но я приехал сюда в первую очередь, чтобы играть в баскетбол.
Я видел город совсем чуть-чуть. Мне говорят, что этой зимой в Казани не так холодно, как в прошлые года. Может быть, из-за меня (смеется). Сейчас погода в основном минус пять-десять градусов. Как мне говорили, в прошлые годы было минус 30-35. Я просто привез немного солнца и тепла. Мне очень нравится этот город.
Погода тоже нравится?
Погода немного разная. Я приехал из Италии, где большую часть зимы солнце. Поэтому в самом начале было немного трудно, но сейчас я уже привык. Я никогда не видел так много снега. Это здорово.