Интеллект выставил защиту

Актуальные вопросы применения обновленного гражданского законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности обсуждались на конференции в ТПП РТ с участием российских юристов.

news_top_970_100

По словам профессора, заслуженного юриста РФ, председателя Центра содействия третейскому разбирательству РФ Евгения Суханова, защита интеллектуальной собственности в отличие от других видов правоотношений не имеет такой многовековой практической базы. Г-н Суханов привел интересный факт: оказывается, у многих европейских стран вообще нет законодательства, регулирующего правоотношения в сфере нематериальных активов. Однако в России еще до революции законодательно регулировались основы авторского права, а сегодня рынок диктует острую необходимость четкого регулирования интеллектуальной собственности как объекта правовой защиты.

Как и в любом комплексном юридическом вопросе, в сфере защиты интеллектуальной собственности очень много тонкостей. Неспециалист (тот же ученый или музыкант) не сразу разберется в понятиях исключительного и неисключительного права. Например, что защищать - музыку или ноты? Идею картины, технологию изображения или само изображение? Между тем закон может защитить не абстрактную идею, а исключительные (отчуждаемые) права на результат творчества. В IV части Гражданского кодекса РФ дан полный перечень объектов исключительного права. Особый вопрос - столкновение авторского и публичного интереса. Как бы вам понравилось, если бы Фарадей закрепил за собой авторские права на электричество и его потомки получали бы процент с каждого подключения к электросети?

Как прозвучало на конференции, с началом эры информатизации мы перешли от оборота вещей к обороту нематериальных активов. Евгений Суханов в своем выступлении отметил, что те страны, где сегодня нет законодательства об интеллектуальной собственности, намерены его разрабатывать. В России с принятием IV части ГК РФ боялись размаха интеллектуального пиратства, противоречий между существующими смежными законодательными актами и международными конвенциями. Предсказания кризиса пока что не сбываются, однако для практикующих юристов и тем более для участников данных правоотношений в этой сфере остается много вопросов и белых пятен.

news_right_column_240_400