Организаторы общественных слушаний уверены: финансовый голод, который сегодня испытывает малый и средний бизнес, можно умерить с помощью альтернативных форм финансирования. И приводят в пример финансовые учреждения Ближнего Востока, Юго-восточной Азии, основывающих свою экономическую деятельность на нормах шариата. Последние, как отмечается в итоговых рекомендациях общественных слушаний, в кризис не только не понесли убытки, но и получили прибыль.
Чем отличается исламская экономическая модель от западной? Исламская ориентируется на нормы шариата. Как пояснили участники слушаний, основное различие - в распределении прибыли того или иного финансового предприятия. Например, шариат запрещает ростовщичество. Вместо взимания ссудного процента стороны договорятся о том, как будет делиться доход, и вместе нести ответственность. Учитывая тот факт, что сегодня немногие представители малого и среднего бизнеса «тянут» высокие банковские проценты, перспективы у такой модели хорошие, отмечают участники слушаний. Есть еще несколько особенностей исламской «философии» ведения бизнеса - деньги не могут быть инвестированы в «недозволенное» - торговлю спиртным или, например, свининой.
«Этические финансы» быстро развиваются во многих немусульманских странах Европы, Азии и в США», - отмечается в итоговых рекомендациях Общественной и Торгово-промышленной палат РТ. - Применение в России принципов исламской экономики в качестве альтернативной модели могло бы способствовать ускорению развития реального сектора экономики и стать мостом для привлечения средств из новых рынков капитала для бизнеса». Среди итоговых предложений - популяризация коммандитных товариществ, кредитных потребительских кооперативов, инвестиционных компаний.
Представителям властных структур организаторы слушаний порекомендовали рассмотреть вопрос о представлении налоговых льгот предприятиям, работающим в соответствии с принципами исламской экономической модели. Создать комитет по инновационным формам финансирования, разработать предложения по поддержке тех, кто трудится по шариату.