Сейчас ситуация изменилась: появились местные производители, зазвучали термины «мусульманская мода» и modest fashion. Что это такое, как изменилась мусульманская одежда и кому это интересно, кроме мусульманок? На эти и другие вопросы отвечает Диляра Садриева, международный эксперт индустрии modest fashion.
Диляра Садриева (г. Москва) - глава представительства Islamic Fashion & Design Council (Совет исламской моды и дизайна) в России, главный редактор международного журнала о благопристойной моде Cover, сооснователь modestrussia.ru, основатель и дизайнер бренда Bella Kareema, непосредственный участник и спикер на всех ключевых мероприятиях, посвященных modest fashion в мире, предприниматель. Замужем, мама троих детей.
О благопристойной моде
- В мировом масштабе понятие «исламская мода» постепенно сменяется понятием «благопристойная мода» - modest fashion. Это понятие расширяет границы и предлагает одежду более свободных, закрытых фасонов, непрозрачные ткани. Она предназначена не только для мусульманок, но и для женщин других конфессий и жизненных взглядов, которые предпочитают более закрытые, благопристойные и скромные наряды по личным соображениям. Степень благопристойности и закрытости определяется лишь ее носителем.- Вы являетесь основателем бренда Bella Kareema. Что нового вы хотели привнести, создавая одежду?
- Я захотела показать на тот момент, что женщине можно выглядеть современно, красиво, стильно, элегантно в закрытой одежде. Так возникла идея создания российской линейки женских моделей для мусульманок Bella Kareema («Благородная красота»). Это было особое прочтение женщины-мусульманки в современных реалиях. Потребитель получил что-то действительно новое, востребованное, качественное. С 2016 года я оставила бренд и уже не занимаюсь производством одежды, а развиваю индустрию благопристойной моды глобально, работаю в различных международных проектах.
Я всегда стремилась к созданию такой концепции, которая помогает мусульманкам учиться, работать, социализироваться, которая соответствовала бы современному образу жизни и снижала напряжение в обществе относительно женщин, одевающихся более закрыто. И я очень рада, что даже сейчас, когда не имею к этой компании никакого отношения, мне приходит множество писем от моих прежних покупателей с благодарностью, с историями о том, как это было нужно и важно для них. Многие мои вещи они носят до сих пор, это говорит о том, что все было мной тогда сделано не зря.
О стереотипах
- Как изменился образ мусульманки за последние годы?
- Я сама являюсь носителем этой философии на протяжении более 20 лет, веду активный образ жизни. Моя цель - ломать стереотипы относительно образа мусульманки. Что касается непосредственно одежды, то большинство при упоминании исламской моды сразу представляют себе восточные и этнические мотивы, только определенные цвета, например зеленый или черный, определенные фасоны. Многие люди, далекие от этой темы, подвержены влиянию стереотипа. Думают, что если девушка верующая, то она должна каким-то определенным образом одеваться, а если она уже одета красиво, стильно и идет в ногу со временем, то с ней что-то не так. Изучая и анализируя одежду мусульманок разных стран, можно увидеть, насколько она разнообразна.
В век глобализации и расцвета интернета мы имеем возможность получать информацию со всего мира и обмениваться ею. Это открывает новые возможности и воспитывает толерантность у думающих людей, появляются новые источники вдохновения. Новое поколение мусульман, так называемое поколение М, вовлечено во все общемировые политические, экономические, социальные и культурные процессы. Все это накладывает отпечаток на то, как они позиционируют себя в обществе и как одеваются. Число активных и современных мусульманок растет. Отличительными их чертами являются самообразование, космополитизм, дружба, путешествия, мода. Движение modest fashion распространилось по всему миру.
- Вы сказали, что эта одежда предназначена не только для мусульманок. Кто еще интересуется данным направлением?
- Растут и потребность, и интерес к этой моде во всем мире. Вместе с ростом мусульманского населения растет его покупательская способность. Потребителями брендов, выпускающих одежду для мусульманок, являются и представители других конфессий. В то же время мусульманки все больше покупают одежду в обычных магазинах. Понятие благопристойности и закрытости у всех разное, и, как я уже сказала, определяется оно лишь ее носителем. Это не про платок и не про определенную длину и ширину платья. Никто никому не должен и не может диктовать, как и куда носить ту или иную одежду. Потребитель решит сам, исходя из своих взглядов и требований.
Да, у исламской одежды есть определенные каноны, вызванные религиозными аспектами. Но существует ряд потребителей, которые носят более закрытую одежду по другим причинам, и они в то же время не являются мусульманами. Поэтому новой задачей производителей стало создание одежды, соответствующей требованиям определенного типа потребителей с похожими, но разнообразными запросами. Нужно учитывать, что все могут пользоваться моделями этой одежды.
О трендах
- Элементы благопристойной моды встречаются сейчас даже на мировых подиумах. Можно ли назвать это неким трендом?
- Такая более закрытая, широкая, необтягивающая одежда действительно является определенным трендом в мире. Если вы посмотрите показы на мировых подиумах, то увидите, что там практически в каждой коллекции можно найти модели, подходящие под это понятие моды. Мы не говорим, что это какая-то мусульманская мода. Просто это мода, подходящая определенным требованиям современного потребителя. Более того, какие-то запросы в одежде даже схожи с запросами феминисток, которые не хотят привлекать к себе внимание через одежду. Они ведь тоже борются за то, чтобы их оценивали не только по внешним критериям.
- Что нового предлагает мир моды?
- Мода - это всегда отражение тех процессов, которые происходят в обществе. Они неразрывно связана с окружением человека, его образом жизни. Сочетание спортивных, повседневных и нарядных вещей является нормой. Вся мода сейчас движется к удобству, комфорту, то есть привносятся элементы спортивного стиля. Если опять-таки вернемся к мусульманскому потребителю, то, конечно, в каждой стране есть свои особенности. Даже у нас в каждом регионе они есть. Это происходит по причине различия культурных предпосылок, климатических условий и так далее. Но если мы берем общемировые тенденции, то можно увидеть, что происходят смешение стилей, универсализация, единство противоположностей.
На первый план вышли горожанки, которые ведут активный образ жизни. Вводится мода на брюки, туники, спортивную обувь, многослойность. Если мы берем мусульманок Европы и Америки, то они все больше несут очень активную жизненную позицию. Те, кто следит за модой, хотят выглядеть красиво и современно, используют те же самые общемировые тренды, цвета. Они являются такими же потребителями, но стараются адаптировать тренды к собственным требованиям в одежде и даже создают новые стили. Главные тренды - комфорт и проявление индивидуальности.
- Как в модном сообществе проявляется влияние Востока на Запад?
- Многие мировые бренды выпускают одежду в рамках концепции modest fashion. К мусульманским потребителям сейчас обратились многие бренды, видя их растущее количество и покупательскую способность. Кто-то привлекает к работе девушек-моделей в хиджабах, чтобы показать, что это обычные коллекции, которые могут быть в гардеробе любой девушки, в том числе и мусульманки. Ранее этот потребитель попросту игнорировался. Таким образом, сейчас они демонстрируют принадлежность к этой теме, налаживают связь, расширяют свою целевую аудиторию. Многие именитые дизайнеры с удовольствием используют элементы, крой, формы, ткани, вышивки, исторически присущие именно восточной моде. Кроме того, сейчас контрольные пакеты акций некоторых известных европейских модных домов выкуплены фондами Катара и Саудовской Аравии. Происходит обоюдное влияние.
В то же время происходит навязывание чуждых нам ценностей. Следует опасаться того, что акулы модного бизнеса начнут диктовать свои правила и свое видение мусульманской моды, почувствовав, что на этом потребителе можно неплохо зарабатывать в скором будущем. Пока это происходит фрагментарно, но уже очень ощутимо. Если мы не хотим выйти из игры, то должны прикладывать максимум усилий, быть профессиональными, активными и эффективными в своей деятельности.