Первый стакан
- Помню себя совсем маленьким. Мы с братишкой играли под столом, а родители, отмечая праздник с друзьями, веселились и громко смеялись. Мне всегда хотелось быть рядом с ними, чувствовать себя маленьким неприятно, - вспоминает Александр.
Мужчина рассказывает, что в дальнейшем старался дружить только со взрослыми ребятами, чтобы поскорее вырасти и сесть за стол рядом с отцом и дядей - его главными авторитетами. Саша, конечно, не думал, что будет употреблять спиртное, и вряд ли знал, что это такое.
- Мне было неинтересно слушать, что такое сигареты и алкоголь. Все нужно было попробовать самому. И все ради достижения главной цели - поскорее повзрослеть. Я очень рано начал курить - в первый класс пошел с пачкой сигарет. Ну а первую рюмку (точнее, первый стакан водки) выпил в 11 лет. Меня тошнило, кружилась голова, но я почувствовал в этом новом для себя состоянии какую-то непонятную силу.
11-летний Саша, безусловно, понимал, что совершил плохой поступок. Но одновременно он гордился тем, что не боится возвращаться в таком виде домой, хотя знал, что попадет, как попадало после каждого проступка.
- Если я хулиганил, то всегда боялся идти домой. Но в тот раз страха не было. Я смело шел домой и на полпути встретил маму. Она попросила меня дыхнуть, я увидел в ее глазах ярость, но в ответ только рассмеялся. А когда мама сорвала с дерева ветку, бросился бежать. Но, поскольку ноги заплетались, получал от нее веткой то по ногам, то по спине. А на следующий день украл у бабушки бутылку водки.
Алкоголь лишил друзей
Саша начал и токсикоманить. Родители искали его по всему району, ругали, били, разговаривали по-хорошему - ничего не помогало.
- Реальная жизнь была мне непонятна, я создавал свою, иллюзорную... Научился врать, манипулировать людьми, стал злым. Улица была важнее дома. Но по иронии судьбы почти все друзья попали в милицию за правонарушения, а я нет. По каким-то причинам я не шел на криминал и оставался на свободе. Но для того, чтобы пить, нужно было доставать деньги.
В 8 - 9-х классах Саша пил настолько много, что ему уже не требовалась компания. Если на дискотеке никто из ребят не хотел с ним выпить, он один выпивал спрятанную бутылку. Когда был пьяным, вел себя вызывающе и очень хотел понравиться девушкам. После школы поступил в техникум. Однокурсники, чтобы не пострадала их репутация, не брали Сашу с собой на праздники. Неуправляемый алкоголик ко всем приставал и лез драться. Но Саше уже было неважно, что от него отворачиваются друзья. Главное, считал подросток, он пьет как настоящий мужик...
Променял мать на спиртное
- В 20 лет меня закодировали, но в тот же день я напился, хотя деду кодирование помогло - после этого он не пил до конца своих дней. О том, что алкоголизм - серьезная болезнь психики, я узнал в 25 лет, когда оказался в реабилитационном центре, скрываясь от тех, кому был должен деньги. Помимо хронического алкоголизма мне поставили диагноз «паранойя». Один мужчина предложил пойти вместе с ним в сообщество анонимных алкоголиков. Поразила одна деталь: в палате всегда были крики больных и стоял ужасный запах, а в сообществе пили чай с пряниками. Там с нас сняли больничные пижамы и выдали обычную одежду.
Но, услышав на занятиях о том, что алкоголиков ждет только тюрьма, больница и смерть, Александр не поверил в это и ушел, хотя у него уже были приступы белой горячки и эпилепсии. Молодой человек думал, что со своими проблемами справится сам.
- Многие хотели мне помочь, но я не принимал помощи. Друзья-алкоголики даже отказывались наливать. Я не умер только благодаря маме. Однажды она впервые оказалась свидетелем того, что происходит со мной во время приступа эпилепсии. Из-за судорог я потерял сознание и упал с дивана на пол. Когда очнулся, увидел, что мама, вся бледная, забилась в угол, плачет, дрожит от страха и не знает, что делать... Я же в тот момент вспомнил, как, будучи подростком, бил себя в грудь, доказывая, что мать - это святое. Но, выходит, променял ее на алкоголь.
Тюрьма, больница, смерть
- Потом я подсел на наркотики. А когда наркотическая зависимость сменяла алкогольную, снова возвращался к бутылке. Однажды в 12 ночи я пошел в магазин за пивом, нахулиганил и оказался в тюрьме. Это стало моим спасением. Если бы не тюрьма, я бы точно умер - у меня уже начались галлюцинации. Однажды я увидел в окно, как мама несет мне передачу, и пообещал Богу: если меня отпустят, то больше никогда не буду пить. Но что я сделал первым делом на свободе? Сразу напился...
После тюрьмы была больница, очистка организма, кодирование. Какое-то время Саша не пил, но потом все равно сорвался и попал в стационар скорой медицинской помощи с острым панкреатитом, пережил клиническую смерть. Медикам удалось спасти Александра. Два месяца он не мог ни есть, ни пить, жил на капельницах. Живот вздувался лишь от одного глотка воды.
Бывших алкоголиков не бывает
Слушая эту исповедь спокойного, прилично одетого молодого мужчины, я не знала, чему верить: своим глазам или ушам. Внешний вид Александра противоречил его словам. Неужели сообщество анонимных алкоголиков полностью изменило этого человека? Тогда почему мужчина считает себя алкоголиком?..
- После больницы я снял комнату в общежитии. Нашел тех людей, которые семь лет назад сказали, что будущее алкоголика - это тюрьма, больница и смерть. Я поверил, что алкоголизм - это серьезная болезнь, от которой нужно срочно избавляться. Я не хотел умереть, вдруг остро поняв, что хочу стать нормальным человеком, не хотел больше обижать близких. Теперь каждое утро я спрашиваю у Всевышнего, каким он сегодня хотел бы меня видеть. Сейчас я живу трезвым, счастливым и свободным. Но откровенно говорю всем, что я алкоголик и всегда им останусь, хотя и не пью. Бывших алкоголиков не бывает.
За плечами у Александра два года и четыре месяца трезвости. Теперь таким же людям, каким он сам был раньше, мужчина рассказывает свою жуткую историю и помогает лечиться. Саша считает, что важно не учить, не заставлять жить правильно, а своим примером показать, что все возможно.
Последний вопрос, который у меня оставался и который я не решалась задать, касался мамы Александра. Ответ пришел сам. Мой собеседник извинился и, взглянув на часы, сказал, что ему срочно нужно позвонить.
- Мам, ты уже освободилась? Давай я тебя заберу, - с нежностью произнес Саша в трубку.
- Нет, поезжай домой, - ответили на том конце провода.
Тогда Александр сел в красивую иномарку и поехал домой к жене и новорожденному сыну. На момент беседы его малышу было всего две недели...