Импровизированную выездную пресс-конференцию организовал сегодня председатель Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин. Он рассказал журналистам детали предстоящего демонтажа одного из самых узнаваемых объектов Кировского района города – Горбатого моста. Он также раскрыл некоторые подробности, касаемые судьбы будущего сооружения.
Первый на территории Татарстана мост с железобетонными элементами 1928 года постройки закрыт для автомобильного движения больше 60 лет, с 2009 года по нему, официально, прекратилось и пешеходное. Впрочем, корреспондент «КВ» стал свидетелем как горожане, в том числе пенсионеры, минуют преграды ради сокращения своего маршрута.
«Вот я низом прошла, а парень – боком»
В ожидании приезда председатели Комитета РТ по охране объектов культурного наследия корреспондент «КВ» стал свидетелем того, как пенсионерка миновала преграду небезопасного моста. Женщина проползла под забором, не остановила ее ни колючая проволока, растянутая по периметру, ни аншлаг, оповещающий о том, что мост закрыт.
«Я всегда тут ходила, 11 лет каждый день, пока работала на Пороховом заводе, - рассказала позже пенсионерка, представившаяся как Мария Велохина. - Разрушиться он не может, только если по краю. А так, здесь хороший мост».
Пенсионерка признается, что, рискуя жизнью, она экономит свое время, которое не желает тратить на обход.
«Вот я низом прошла, а парень – боком. Мы оба с электрички идем. Если мост починят, будет хорошо - нам будет на электричку ходить ближе, чем целый круг давать», - говорит Велохина.
«Ждет победителя, который займется проектированием такого интереснейшего объекта»
Прибывший к месту встречи председатель Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Иван Гущин сообщил, что Горбатый мост был признан аварийным еще в 60-х годах. В 2008 году он был закрыт уже как пешеходный. Доступ на объект запрещен, в силу небезопасности. Нахождение на мосту также небезопасно.
«Но мы видим прогуливающихся людей на мосту. Состояние конструкций еще в 2008 году проектная организация из московской области [институт исследования мостов] было проведено тех обследование и результат был таков, что мост исчерпал срок службы и его аварийное состояние тоже было признано», - сказал он, отметив, что мост признан предметом охраны исторического поселения города Казани и сегодня находится на государственной охране.
Согласно объявленному накануне тендеру, в рамках проектно-изыскательских работы, которые обойдутся в 12,6 млн рублей, подрядчик должен будет подготовить обмерные чертежи, обрисовать все архитектурные детали, провести повторное актуальное тех обследование моста.
«Ждет победителя, который займется проектированием такого интереснейшего объекта. <…> Дальше с разрешения Комитета будет производиться демонтаж аварийных конструкций. После подрядная организация и заказчик выставит требование о воссоздании объекта в его историческом облике», - сообщил он.
Каков износ моста на сегодняшний день ответить возможным не представляется, но, согласно экспертизы 2008 года его износ оценивался в 80-85%.
«В любой момент может произойти обрушение. Мы уже точно говорим – да, он аварийный. Элементарно, учитывая что это был первый железобетонный мост Татарстана, наверно какие-то ошибки при проектировании были. Бетон просто крошиться, стойкость изделия разрушена», - сказал Гущин.
Отвечая на вопрос о целесообразности восстановления моста по макету, который признан экспертами не самым удачным, Гущин сказал, что современные проектировщики могут предложить решения, в безопасности которых у него сомнений нет.
«У нас сильные проектные институты, я в безопасности новой конструкции не сомневаюсь. <…> Это будет точная копия, но возможно где-то усилена», - сказал он.
По Горбатому пойдет транспорт?
Гущин допустил вероятность возобновление транспортного движения по Горбатому мосту после его восстановления.
«Будем строить надежно, - так ответил председатель Комитета Иван Гущин на вопрос «КВ» о вероятности возобновления транспортного движения по мосту. - Вопрос по транспорту к Комитету по транспорту Вы знаете, что и трамваи ходили по этому мосту, кипели жизнь здесь. Я думаю, вопросы эксплуатации моста будут решаться в концепции развития всей прилегающей территории.
Гущин отметил, что функционал воссозданного в будущем сооружения будет решаться «в рамках приспособления близлежащей местности».
«Дорожный тракт есть. Может действительно запустится транспорт с разрешения ГИБДД», - сказал он.
На месте демонтажа проведут археологическое обследование
Впрочем, до этого на месте демонтажа Горбатого моста будет проведено археологическое обследование. Кроме того, на сумму 12,6 млн рублей, которые выделены из бюджета республик, подрядчик должен будет провести геологическую экспертизу и другие виды работ.
«Я пробежался [по условиям тендера]. В рамках этой суммы будет [организована] комплексная инженерное обследование, геология - мы поставим здесь вопрос и по археологии, потому что культурный слой здесь [имеется]. Ну и само проектирование», - сообщил Гущин.
По словам спикера, стоимость демонтажных работ и воссоздания объекта, будет определена после подготовки проекта, а также экономической и строительной экспертизы.