Из Европы с мешком муки

Его мобилизовали на третий день войны. На фронт он пошел «не мальчиком, но мужем» - 28-летним мужчиной. За спиной опыт работы слесарем-ремонтником на заводе СК.

news_top_970_100

Всю жизнь работал слесарем-ремонтником, завоевав заслуженный почет и уважение в коллективах таких престижных казанских производств, как «Объединение «СК» и «Теплоконтроль». Уже более 30 лет с ним нет рядом любимой Пелагеи. А из некогда высокого статного мужчины он превратился в нуждающегося в постоянном уходе старика. Помнит ли войну, которая, говорят, не отпускает? Андрей Степанович Пустынников начал рассказывать о ней сам, без вопросов.

НАЧАЛО. Он попал на Первый Украинский фронт в ремонтную бригаду как специалист по токарно-слесарным и сверлильным работам. На машине, оборудованной станками, они ездили на места, где пострадала военная техника, и точили недостающие или выведенные из строя детали.

В городе Бердичеве их встретили огнем немецкий десант и авиация. Первая бомбежка, обстрел с самолета и первые убитые. После боевого крещения уцелевшие искали своих. Шли отступая, хоронясь, лишь к осени добрались до города Кирова - райцентра Смоленской области. Здесь проходило формирование новых частей. Приехавшие на сборный пункт вербовщики определили Пустынникова в пехоту. Им с напарником выдали ручные пулеметы. Парень оказался земляком из Усад, который до войны тоже работал на заводе СК. В одном из боев, не успев занять позицию, они попали в засаду. Андрея ранило в ноги - в три места сразу. Хорошо, подскочил политрук, стал вытаскивать его на дорогу. Положили на лыжи, потом на сани, подкатили к какой-то землянке. Слышится ему, раненому, что говорят об отступлении. Не дай бог попасть в плен в таком беспомощном положении! От землянки уже на лошади его переправили в военно-полевой госпиталь. Дальше госпиталь в Подольске, потом в Москве. Потом снова военкомат и фронт.

- Сколько лет прошло, а у меня перед глазами расстрел молодого парня-однополчанина, продавшего несколько автоматов местным жителям, - рассказывает ветеран. - Военно-полевой суд был скор. После исполнения приговора парня скинули в яму как собаку. Так обидно за нелепо оборвавшуюся жизнь.

Первый Украинский. В его составе Андрей Пустынников был уже взводным командиром. А бои шли наступательные. Проехали Полтаву, Днепр, прошагали ночью по главной улице Киева Крещатику. Вперед, вперед, на запад. Помнит, рядом ранило бойца. Рука висит на куске кожи, он просит ее оторвать: «чего зря болтается». Андрей наскоро сделал шину, проводил бойца в медчасть. И вот уже Польша, Восточная Пруссия. Известие о Победе застало их в Польше. Потом был приказ повернуть на Австрию. 80 км не дошли до Берлина!

АВСТРИЙСКОЕ САЛО. В Австрии жили в большом старинном замке. Напротив него местный житель держал скот, делал колбасу. Вместе с командиром орудия перед дорогой домой решили запастись у него салом. Вышла фрау, вынесла русским сало, но от предложенных шиллингов отказалась. А еще перед отправкой на Родину всем солдатам выдали по полпуда хорошей муки. Через всю Европу вез мой герой домой этот мешок. С ним на плече и предстал гвардии старшина Андрей Пустынников перед своими женщинами - женой и четырехлетней дочкой. Вернулся с войны их кормилец!..

news_right_column_240_400