Качество товара зависит от активности потребителя

В минувшую субботу отмечался Всемирный день защиты прав потребителей. Ни для кого не секрет, что качество товаров и услуг отображает благополучие общества.

news_top_970_100
В нашей стране на страже прав потребителя стоит Роспотребнадзор, татарстанские руководители которого поделились с журналистами информацией о состоянии дел с качеством товаров и услуг в республике и о том, какие механизмы воздействия на нарушителей используют надзорные органы.Что следует выбирать с особой осторожностью?Большинство жалоб, поступающих от населения, традиционно касается товаров. В категории продуктов питания чемпионы антирейтинга - молочная и мясная продукция. Однако здесь намечается положительная тенденция: некачественная продукция постепенно вытесняется. В конечном итоге всегда побеждает товар, за который покупатель голосует рублем. А потребитель становится все более придирчив - никто не станет дважды покупать продукт, в качестве которого есть сомнения. Не последнюю роль в этом вопросе играет Роспотребнадзор, регулярно распространяющий информацию о результатах своих исследований.В категории промтоваров удручают результаты проверок детских игрушек: 40% исследованных образцов не соответствуют требованиям, предъявляемым к данному виду продукции. Роспотребнадзор предупреждает, что, к сожалению, сертификат соответствия не является стопроцентным гарантом качества товара. Дело в том, что он выписывается на наименование заявленного товара, тогда как отдельная партия или даже конкретное изделие может быть произведено с нарушениями. Увы, но наиболее надежным методом остается  органолептический - запах формальдегида выдаст опасное для здоровья изделие.Что навязывается потребителям?В 2013 году резко возросло количество жалоб, связанных с предоставлением финансовых услуг. Львиная их доля (80%) приходится на претензии, связанные с навязыванием банками страховок. Гражданам следует знать, что они не обязаны соглашаться на ненужную дополнительную услугу. Так, например, при покупке автомобиля не обязательно устанавливать сигнализацию в том же автосалоне. Кстати, недавно мама моего знакомого купила себе недорогой телефон. Уже дома она обнаружила, что сумма в чеке превышала цену, указанную на витрине. Во время визита в магазин выяснилось, что она, сама не зная того, дала согласие на дополнительную гарантию от магазина. Брака в изделии не наблюдалось, к тому же ремонтировать дешевый телефон порой просто не имеет смысла. Было решено, что вполне достаточно гарантии от производителя. Обошлось без скандалов: после отказа от услуги деньги вернули. Однако то, что сразу при покупке продавец не разъяснил, что расплачиваться придется и за дополнительную гарантию, оставило неприятный осадок.Спасение утопающих - дело рук самих утопающихРаспространено мнение, что Роспотребнадзор, хоть и может выявить нарушителей, адекватно наказать их не в силах. Дело в том, что этот надзорный орган привлекает только к административной ответственности, а суммы штрафов отнюдь не пугающие. Во многом так оно и есть: нерадивые продавцы считают, что им гораздо выгоднее заплатить штраф и продолжать реализовывать некачественный товар или предоставлять некачественную услугу. Но существуют механизмы, позволяющие хорошенько наказать таковых. И все они напрямую зависят от активности самих потребителей.Первое: Роспотребнадзор может подать в суд прошение о ликвидации субъектов, регулярно нарушающих потребительское законодательство. То есть рецидивистам не следует надеяться на очередной штраф. Поэтому каждая жалоба от населения - это капля, которая рано или поздно переполняет чашу государственного терпения. А если при этом будут усмотрены признаки уголовного нарушения, то делом уже займется МВД.Второе: как уже говорилось выше, потребитель всегда имеет возможность проголосовать рублем за качественный товар, оставив без спроса плохой или просто сомнительный. Для этого Роспотребнадзор постоянно проводит лабораторные исследования и народные дегустации. Результаты можно найти на сайте ведомства. Кроме того, там же постоянно проводится голосование, которое определяет, какую категорию товаров и услуг следует проверить в ближайшем будущем.

news_right_column_240_400