Впрочем, история знает и обратные примеры. Так, одно изобретение, создатель которого мечтал изжить рабство, привело к катастрофическому увеличению несвободных людей и даже к Гражданской войне в США.

Изображение сгенерировано ИИ
Человек человеку - вещь?..
Рабство нельзя назвать уникальным явлением. В разные времена каждая из заметных цивилизаций замарала себя в постыдном явлении закрепощения себе подобных. Где-то рабами становились только иноземцы или иноверцы, но нередко собственностью становились и свои же соотечественники.
Совершенно особенный размах это явление приобрело с открытием Америки. Тогда сложилась так называемая треугольная торговля в Атлантическом океане. Из Европы в Африку текли товары, которые обменивались на живой товар. Причем европейцы редко сами пленили местных жителей, чаще тех продавали местные правители. Иногда это были пленные, захваченные в войнах с соседями, но и собственных граждан продавать было не слишком зазорно.
Рабов отправляли через Атлантику. И, вопреки сложившемуся стереотипу, большинство из них оказывались на островах Карибского архипелага и в Бразилии. Большинство из исследователей считают, что именно туда попали 9 из 10 вывезенных африканцев. Их ждала поистине страшная участь. Рабам предстояло трудиться до изнеможения на сахарных плантациях. Влажный климат и малярия нещадно косили их, средняя продолжительность жизни раба на сахарной плантации не превышала пяти лет. Владельцы не слишком жалели своих работников. Сверхдоходы от сахара, который поставляли в Европу, позволяли завозить все новых и новых рабов.
Завозили рабов и в Северную Америку, но в значительно меньшем количестве. Доходность плантаций в США была куда ниже, чем у южных соседей. Рабы оставались дорогим товаром, их берегли как ценное имущество.
И условия жизни на плантациях в США были куда комфортнее. Именно поэтому там сложилось такое явление, как наследственное рабство… Человек рождался сразу несвободным. Дошло до того, что отдельные предприниматели выращивали рабов на продажу. Хотя в приличном обществе они были нерукопожатны.
Экономика несвободы
Известные ученые умы Америки XIX века считали, что рабство скоро изживет само себя. И на то были определенные причины. Рабский труд постепенно становился недостаточно продуктивным, чтобы быть прибыльным.
Две основные культуры плантаций США - это табак и хлопок. Первый довольно долго приносил серьезную прибыль.
И рабский труд был весьма выгодным. Однако со временем почва от выращивания табака истощилась. А владельцы земли стали переходить на фермерство, выращивая иные культуры. Рабы им стали не нужны, наемный труд становился выгоднее.
Схожая ситуация складывалась и на хлопковых плантациях. Выращивание белого золота требовало ручного труда большого количества людей. А еще больше работников требовалось, чтобы вручную удалить из сырья семена. Это крайне неприятный, а главное - медленный процесс. Один раб за день успевал очистить не более полкилограмма хлопка.
Хлопковые плантации становились нерентабельными. Казалось, что рабство в Америке скоро сойдет на нет.
Коттон-джин
И тут на историческую сцену выходит Эли Уитни - изобретатель первой эффективной хлопкоочистительной машины, получившей название коттон-джин. К слову, сам инженер считал, что появление его машины приведет к освобождению рабов.
Но на деле получилось ровно наоборот. Хлопковые плантации стали чудовищно прибыльными. Примерно в это же время были изобретены эффективные ткацкие станки, и спрос на хлопок в Европе XIX века постоянно рос.
Южные штаты стремительно богатели. Плантаторы занимали высокие посты в местных правительствах и защищали свои интересы на федеральном уровне. А когда Авраам Линкольн с его политикой нераспространения рабства стал Президентом США, рабовладельцы не побоялись заявить о выходе Южных штатов из состава страны. И это при том, что на Юге почти не было промышленности! Плантаторы рассчитывали купить в Европе все необходимое для будущей войны с северянами. Однако их ждало поражение. В итоге благие намерения сделали жизнь рабов только хуже. И даже после освобождения в послевоенной Америке им не стало легче.