Как делят дорожки велосипедист и пешеход?

Альметьевск, вот уже более полувека именующийся нефтяной столицей Республики Татарстан, сейчас претендует еще на одно звание - города для велосипедистов. Второй год в Альметьевске внедряется проект по строительству велоинфраструктуры.

news_top_970_100

Разработчиками стали специалисты датского проектного бюро Copenhagenize Design Company. Спонсором выступила компания «Татнефть». Наш корреспондент побывала в нефтяной столице Татарстана, чтобы оценить результаты проделанной работы.

По замыслу мэра Альметьевска Айрата Хайруллина, велосипедный проект должен был вдохнуть в улицы города новую жизнь, сделать возможным передвижение по городу на велосипедах безопасным и удобным. Авторы проекта стремились сделать Альметьевск городом, где люди всех возрастов, разного достатка могли бы ездить на двухколесном транспорте на работу и учебу, используя безопасную и связную инфраструктуру, вобравшую лучшие практические решения.

«Велосипедизация» города началась в мае 2016-го. Уже в первый год планировалось построить 50 км выделенных дорожек. Руководством города была поставлена цель - добиться за 5 лет роста доли велопоездок на 10% и увеличения на 20% количества школьников, приезжающих на учебу на велосипеде. Задумывалось, что передвижение на велосипеде по сравнительно небольшому городу станет популярным у всех его жителей, а езда на двухколесном транспорте - безопасной.

Представьте, не прошло и двух лет, как большая часть этих задач была решена. Вся центральная часть Альметьевска буквально оплетена выделенными велодорожками. На улице Ленина для этого даже были пущены под лопаты строителей газоны. Прямо посередине, между деревьями, проложена асфальтированная велотропа. В этом году провели компенсационную посадку деревьев - в городе появились более 3 тысяч саженцев.

Казанские велосипедисты, глядя на эту развитую инфраструктуру, могут обзавидоваться. На каждом перекрестке Альметьевска установлен знак для велотранспорта. Вдоль всей трассы стоят наклонные урны, чтобы велосипедисту было удобно бросить в них мусор, при этом даже не останавливаясь. На перекрестках перед светофорами установлены табло со счетчиками и специальные поручни, чтобы велосипедистам можно было держаться за них во время остановки. 

Очень удобно съезжать с велодорожек. Здесь нет высоких бордюров, как на пешеходных дорожках, только пологий спуск. Я заметила, как на обычном тротуаре молодая мама долго и с усилием пыталась поднять колеса коляски, чтобы переехать через бордюр. А велосипедист лихо проехал в это время по своей выделенной полосе. Его движению ничего не мешало!

Разработчики проекта постарались предусмотреть все: пешеходные дорожки в местах остановок общественного транспорта, светоточки, которые указывают дорогу в темное время суток. Возле каждого учреждения, школы есть велосипедные стоянки. Ездить на двухколесном транспорте можно даже зимой.

- Вы представляете, как уважают в нашем городе велосипедистов? В новогодние каникулы все велосипедные дорожки были вычищены до асфальтового покрытия. Даже синие светоточки были видны! - восхищается житель Альметьевска Николай Краснобаев.

Город нефтяников сам по себе небольшой. Население немногим больше 154 тысяч человек. На машине и получаса будет много, чтобы объехать Альметьевск вдоль и поперек. Так что, пересев на велосипед, можно вполне обойтись без автомобиля и общественного транспорта. Получается, экономия денег и укрепление здоровья.

- Да, это так, - соглашается местная жительница Раиса Дегтярева. - Только вот мне уже 75 лет, на велосипед если и сажусь, то только несколько раз летом. А все остальное время мне и моим сверстникам нужны простые комфортные тротуары, которых в Альметьевске не хватает. Посмотрите на улицу Ленина от ее начала в районе автовокзала и до выезда из города. Почти вся в трещинах, выбоинах, ямах. Помнится, последний раз асфальт здесь укладывали еще в начале 2000-х годов.

- Велосипедный проект нам нравится, - вступает в разговор еще одна жительница Альметьевска Зоя Гусакова. - Только надо, чтобы и велосипедисты, и пешеходы были в равных условиях. Хотелось бы чтобы всем было комфортно передвигаться по городскому пространству. 

- Я не согласен с теми, кто ворчит, что нам уделяется больше внимания, - отвечает женщинам велосипедист с 15-летним стажем Рафик Гильманов. - Вступайте в наши ряды и тоже будете ездить по удобным дорожкам. Меньше будете болеть, на жизнь смотреть станете с огоньком.

Кстати, жалобы альметьевцев на плохие тротуары были услышаны. Параллельно с велосипедными дорожками в этом году шло и строительство тротуаров - введено в эксплуатацию 23 км.

Невольно вспомнились слова вдохновителя проекта Микаэля Колвилл-Андерсена: «Лучшие велогорода мира имеют отличный общественный транспорт и сильную пешеходную культуру». 

news_right_column_240_400
news_bot_970_100