Как фильм «Между семью остовами» «доплыл» до озера Кабан: 100 тысяч за 100-часовое наблюдение

Фильм-победитель зрительского голосования кинопремии «Алтын тэлинке» «Между семью островами» был представлен на показах на набережной Кабана. Свое слово о работе над картиной рассказали и ее создатели – Алмаз Нургалиев и Динар Ахметзянов.

news_top_970_100

Два автора – один герой

Казанцы не только смогли посмотреть необычную документальную картину об укромном уголке Татарстана – деревне Семиострово (Өшәр) Аканышского района и ее единственном жителе Габдулле Хайбуллином, но и пообщаться со съемочной группой.

Охватить вниманием и вопросами создателей более чем просто – над кинолентой работали всего два человека: режиссер Алмаз Нургалиев и оператор-постановщик Динар Ахметзянов. Возможно, именно поэтому фильм получился очень личностным, камерным и даже интимным. Авторы «Между семью островами» поделились своими мыслями и с корреспондентом «Казанских ведомостей».

Фото: © пресс-службы Дирекции "Время кино"

Фильм уже начал свое шествие по кинофестивалям – это и победа в номинации «Лучший полнометражный документальный фильм» прошлогоднего КФМК, и второе место в зрительском голосовании кинопремии «Алтын тэлинке» того года. За это время авторы «прокатали» картину не только в Татарстане, но и в Башкирии, Оренбурге, Кировской области.

Осенью они планируют возобновить показы в республике и за ее пределами. По словам казанского киноведа и кинокритика Адили Хайбуллиной, «Между семью островами» еще ждет большая и удачная фестивальная жизнь.

Фото: © пресс-службы Дирекции "Время кино"

«Актанышский район Татарстана – мои родные места. Мама мне рассказала про Габдуллу абый – о том, что живет он один в деревне, когда-то многолюдной. Однако из-за затопления ряда сел при строительстве Нижнекамской ГЭС многие жители покинули насиженные места, а наш герой так и не решился уехать из родной деревни. Я загорелся идеей снять о нем фильм, но из-за занятости идея так и повисла в воздухе.

Позже я познакомился с оператором Динаром Ахметзяновым и рассказал ему о своей мечте. Он тоже заинтересовался. Сначала я сам съездил к Габдулле абый, мы поговорили, и я получил согласие на съемку», – рассказал Алмаз Нургалиев.

Фото: © пресс-службы Дирекции "Время кино"

Плоды наблюдений

Авторы картины выбрали в качестве художественного приема метод наблюдения и не прогадали. Сюжета практически нет – неспешные рассуждения героя, его рассказы о своей судьбе и жизни дня сегодняшнего чередуются с роскошными видами природы.

«Натурные съемки настолько гармонично вписываются в повествования, что даже такой избитый на сегодня прием как съемки с квадрокоптера вполне оправдан – эти кадры только подчеркивают одиночество героя», – считает Адиля Хайбуллина.

Фото: © пресс-службы Дирекции "Время кино"

При этом материал в фильме подается так, что каждый может сделать свой, личный вывод. Много писали о том, что в картине поднимается проблема затопленных деревень, но по сути в центре повествования «Между семью островами» – судьба простого человека. Без пафоса и назиданий, просто и ненавязчиво перед зрителем разворачивается трагедия и счастье, жизнь и смерть, человеческие отношения и одиночество.

«Картины бы не получилось, если бы у нас не было такого героя. Меня в нем привлекла простота и естественность, открытость. Пожалуй, самым сложным в работе над фильмом была неизвестность – мы не знали, что будет завтра, и вообще будет ли что-то интересное, достойное зрительского внимания. Мы просто следовали за Габдуллой абый, и много снимали. Более ста часов отснятого материала получилось. Приезжали к нему в гости несколько раз, жили с ним по 3-5 дней. Много снимали и после ухода нашего героя. Потом я сам смонтировал фильм. Сначала получилась полуторачасовая картина, потом я сократил ее до 78 минут», – вспоминает Алмаз Нургалиев.

Фото: © пресс-службы Дирекции "Время кино"

«Ни в чем не уступает фильму Кончаловского»

По мнению Адили Хайбуллиной, которая представила на набережной Кабана киноленту и ее создателей, метод наблюдения, выбранный режиссером, был использован очень тактично, аккуратно, а выстраиваемое оператором пространство фильма крайне современно.

«Проведу параллель с фильмом Андрона Кончаловского «Белые ночи почтальона Тряпицына» в жанре псевдодокументалистики. Сейчас вообще в мире кинематографии появилась тяга к кросс-жанровости. Эта картина, кстати, недавно получила приз на Венецианском фестивале. Так вот, «Между семью островами» по мастерству повествования очень напомнила мне эту картину. Без нажима и давления, татарстанская лента позволяет зрителю самому делать выводы, извлекать что-то свое.

Большое значение в этой потрясающей картине имеет и харизматичный герой. Он, кстати, вовсе не положительный, причесанный товарищ, даже, можно сказать, противный где-то старик. Но без него никакие виды природы, локации не имели бы смысла и притягательности. Важно отметить, что при глубоком проникновении в характер Габдуллы абый режиссер держит правильную дистанцию с ним. Это больше фестивальный фильм, в нем нет банального интервью с «говорящей головой», которая изрекает то, что от нее ждут. Я уверена, что у картины будет большое будущее», – поделилась мнением Адиля Хайбуллина.

Фото: © пресс-службы Дирекции "Время кино"

Фишка «Алтын тэлинке»

Сейчас режиссер работает над новым проектом – снимает полнометражный художественный фильм об актере Камаловского театра Азгаре Шакирове. Основные съемки уже прошли в Казани, Кукморском районе РТ, Арске, Мамадыше, Мензелинске и Кировской области.  Именно на этот проект Алмаз Нургалиев и Динар Ахметзянов и планируют потратить приз зрительских симпатий в 100 тыс. рублей. К слову, награждение татарстанцев, а также кинематографистов Москвы и Тюмени, снявших короткометражный хоррор «Из темноты» состоится на набережной Кабана 17 августа. Эта короткометражка получила первый приз по версии зрителей «Алтын тэлинкэ» в 200 тыс. рублей.

Кроме того, в этот вечер три победителя питчинга этого года презентуют свои работы. Напомним, что проект реализуется при финансовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив РФ.

Фото: © пресс-службы Дирекции "Время кино" 

Руководитель «Время кино» Альбина Нафигова рассказала «Казанским ведомостям», что в этом году экспертное жюри работало без председателя. Изначально «Алтын тэлинке» возглавлял известный киновед, критик и культуролог Кирилл Разлогов.

«Он был душой нашей кинопремии, ее вдохновителем, наставником. В прошлом году Кирилла Эмильевича не стало… В этом году мы не решились его заменить, поэтому жюри работало без председателя. Думаю, что и в будущем оставим все как есть. Пусть это станет особенностью нашей Межрегиональной кинопремии – в память о великом мастере его место не займет никто», – уверена Альбина Нафигова.

news_right_column_240_400