Два автора – один герой
Казанцы не только смогли посмотреть необычную документальную картину об укромном уголке Татарстана – деревне Семиострово (Өшәр) Аканышского района и ее единственном жителе Габдулле Хайбуллином, но и пообщаться со съемочной группой.
Охватить вниманием и вопросами создателей более чем просто – над кинолентой работали всего два человека: режиссер Алмаз Нургалиев и оператор-постановщик Динар Ахметзянов. Возможно, именно поэтому фильм получился очень личностным, камерным и даже интимным. Авторы «Между семью островами» поделились своими мыслями и с корреспондентом «Казанских ведомостей».
Фильм уже начал свое шествие по кинофестивалям – это и победа в номинации «Лучший полнометражный документальный фильм» прошлогоднего КФМК, и второе место в зрительском голосовании кинопремии «Алтын тэлинке» того года. За это время авторы «прокатали» картину не только в Татарстане, но и в Башкирии, Оренбурге, Кировской области.
Осенью они планируют возобновить показы в республике и за ее пределами. По словам казанского киноведа и кинокритика Адили Хайбуллиной, «Между семью островами» еще ждет большая и удачная фестивальная жизнь.
«Актанышский район Татарстана – мои родные места. Мама мне рассказала про Габдуллу абый – о том, что живет он один в деревне, когда-то многолюдной. Однако из-за затопления ряда сел при строительстве Нижнекамской ГЭС многие жители покинули насиженные места, а наш герой так и не решился уехать из родной деревни. Я загорелся идеей снять о нем фильм, но из-за занятости идея так и повисла в воздухе.
Позже я познакомился с оператором Динаром Ахметзяновым и рассказал ему о своей мечте. Он тоже заинтересовался. Сначала я сам съездил к Габдулле абый, мы поговорили, и я получил согласие на съемку», – рассказал Алмаз Нургалиев.
Плоды наблюдений
Авторы картины выбрали в качестве художественного приема метод наблюдения и не прогадали. Сюжета практически нет – неспешные рассуждения героя, его рассказы о своей судьбе и жизни дня сегодняшнего чередуются с роскошными видами природы.
«Натурные съемки настолько гармонично вписываются в повествования, что даже такой избитый на сегодня прием как съемки с квадрокоптера вполне оправдан – эти кадры только подчеркивают одиночество героя», – считает Адиля Хайбуллина.
При этом материал в фильме подается так, что каждый может сделать свой, личный вывод. Много писали о том, что в картине поднимается проблема затопленных деревень, но по сути в центре повествования «Между семью островами» – судьба простого человека. Без пафоса и назиданий, просто и ненавязчиво перед зрителем разворачивается трагедия и счастье, жизнь и смерть, человеческие отношения и одиночество.
«Картины бы не получилось, если бы у нас не было такого героя. Меня в нем привлекла простота и естественность, открытость. Пожалуй, самым сложным в работе над фильмом была неизвестность – мы не знали, что будет завтра, и вообще будет ли что-то интересное, достойное зрительского внимания. Мы просто следовали за Габдуллой абый, и много снимали. Более ста часов отснятого материала получилось. Приезжали к нему в гости несколько раз, жили с ним по 3-5 дней. Много снимали и после ухода нашего героя. Потом я сам смонтировал фильм. Сначала получилась полуторачасовая картина, потом я сократил ее до 78 минут», – вспоминает Алмаз Нургалиев.
«Ни в чем не уступает фильму Кончаловского»
По мнению Адили Хайбуллиной, которая представила на набережной Кабана киноленту и ее создателей, метод наблюдения, выбранный режиссером, был использован очень тактично, аккуратно, а выстраиваемое оператором пространство фильма крайне современно.
«Проведу параллель с фильмом Андрона Кончаловского «Белые ночи почтальона Тряпицына» в жанре псевдодокументалистики. Сейчас вообще в мире кинематографии появилась тяга к кросс-жанровости. Эта картина, кстати, недавно получила приз на Венецианском фестивале. Так вот, «Между семью островами» по мастерству повествования очень напомнила мне эту картину. Без нажима и давления, татарстанская лента позволяет зрителю самому делать выводы, извлекать что-то свое.
Большое значение в этой потрясающей картине имеет и харизматичный герой. Он, кстати, вовсе не положительный, причесанный товарищ, даже, можно сказать, противный где-то старик. Но без него никакие виды природы, локации не имели бы смысла и притягательности. Важно отметить, что при глубоком проникновении в характер Габдуллы абый режиссер держит правильную дистанцию с ним. Это больше фестивальный фильм, в нем нет банального интервью с «говорящей головой», которая изрекает то, что от нее ждут. Я уверена, что у картины будет большое будущее», – поделилась мнением Адиля Хайбуллина.
Фишка «Алтын тэлинке»
Сейчас режиссер работает над новым проектом – снимает полнометражный художественный фильм об актере Камаловского театра Азгаре Шакирове. Основные съемки уже прошли в Казани, Кукморском районе РТ, Арске, Мамадыше, Мензелинске и Кировской области. Именно на этот проект Алмаз Нургалиев и Динар Ахметзянов и планируют потратить приз зрительских симпатий в 100 тыс. рублей. К слову, награждение татарстанцев, а также кинематографистов Москвы и Тюмени, снявших короткометражный хоррор «Из темноты» состоится на набережной Кабана 17 августа. Эта короткометражка получила первый приз по версии зрителей «Алтын тэлинкэ» в 200 тыс. рублей.
Кроме того, в этот вечер три победителя питчинга этого года презентуют свои работы. Напомним, что проект реализуется при финансовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив РФ.
Руководитель «Время кино» Альбина Нафигова рассказала «Казанским ведомостям», что в этом году экспертное жюри работало без председателя. Изначально «Алтын тэлинке» возглавлял известный киновед, критик и культуролог Кирилл Разлогов.
«Он был душой нашей кинопремии, ее вдохновителем, наставником. В прошлом году Кирилла Эмильевича не стало… В этом году мы не решились его заменить, поэтому жюри работало без председателя. Думаю, что и в будущем оставим все как есть. Пусть это станет особенностью нашей Межрегиональной кинопремии – в память о великом мастере его место не займет никто», – уверена Альбина Нафигова.