Я хочу рассказать о тех мгновеньях, которые довелось пережить в годы войны и после нее моему покойному мужу Виктору Николаевичу Конону, ушедшему из жизни пять лет назад после тяжелой болезни.
Когда началась война, 15-летний паренек жил в Витебской области Белорусской ССР. Их деревню заняли немцы, начались массовые зверства и расстрелы мирного населения. Особенно доставалось евреям. Вместе с пацанами Витя однажды стал свидетелем казни, во время которой маленьких детей бросали живыми в могилу, а потом засыпанная яма еще долго шевелилась. Видел он и партизан, которые не давали врагу покоя ни днем ни ночью.
После разгрома фашистов под Сталинградом фронт стал приближаться к Белоруссии. В апреле 1944 года немцы приказали всем мужчинам и подросткам явиться в комендатуру. Их хотели заставить служить на стороне фашистов. Но 17-летнего пацана спасла от этой участи сестра-подпольщица, которая устроила так, что врач на комиссии поставил ему диагноз «туберкулез легких», и он остался дома. А когда 3 июня пришли наши, Виктор ушел добровольцем на фронт и до самой победы воевал пехотинцем в 283-м полку 94-й гвардейской стрелковой дивизии. Он освобождал Польшу, дошел до Берлина. Был награжден медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». А после окончания войны еще пять лет верой и правдой отслужил в Советской армии.
Домой он вернулся в 1950 году, устроился на работу, стал привыкать к мирной жизни. А в марте 1951 года его... арестовали, объявив врагом народа. Оказывается, его фамилию нашли в списках тех, кто был мобилизован немцами в сорок четвертом. Напрасно он доказывал суду, что ни в чем не виноват, - в апреле ему вынесли приговор: десять лет за измену Родине. Правда, потом этот срок уменьшили до пяти лет, а освободили через три года семь месяцев, когда умер Сталин. А окончательно мужа реабилитировали только в 1963 году, тогда же и боевые награды вернули.
Римма КОНОН,
г. Набережные Челны.