Не прокатило: как федеральный сервис Whoosh пытался зайти в Челны и остался без самокатов

Мэрия автограда и федеральный кикшеринговый сервис не сошлись во мнениях на развитие двухколесного транспорта в городе. Первые эвакуировали электросамокаты с челнинских улиц, вторые не досчитались 90 аппаратов и планируют обращаться в прокуратуру. «КВ» разбирались в ситуации.

news_top_970_100

В Набережных Челнах 27 апреля в тестовом режиме заработал сервис по аренде электросамокатов Whoosh. Новость о рядах самокатов на улицах облетела местные СМИ, ведь ранее кикшеринга в автограде не было. По данным компании, за неделю работы более 5 тыс. жителей города совершили 13 тыс. поездок и проехали 46 тыс. километров на ее самокатах.

Неизвестные в гражданской одежде 

Спустя неделю работы кикшеринга в Челнах случилось неожиданное – 4 мая аппараты сервиса были эвакуированы с городских улиц. 

«4 мая неизвестные в гражданской одежде начали грузить электросамокаты, принадлежащие сервису, в грузовые автомобили. Представиться, предъявить документы, в том числе, обосновывающие происходящее — отказались, хотя представители компании настойчиво просили это сделать», – рассказали «Казанским ведомостям» в сервисе Whoosh. 

Сервис обратился в мэрию за разъяснением ситуации. Сегодня власти Челнов озвучили официальную позицию по поводу инцидента.  Исполнительный комитет Челнов заявил, что всегда действует в рамках действующего законодательства, ведь, по версии исполкома, компания Whoosh 27 апреля самовольно разместила в городе  500 электросамокатов.

Спустя два дня, 29 апреля, с представителями компании в администрации города состоялась встреча, где представители сервиса согласились с предложенным порядком, пообещали убрать все электросамокаты и оформить документы должным образом. Однако обещания не были исполнены, говорят в мэрии. 

«Компания Whoosh грубо нарушила требования Постановления Исполнительного комитета г. Набережные Челны (№ 3888 от 07.06.2021). Учитывая нарушения, электросамокаты 3 мая были изъяты сотрудниками районных администраций», — отмечается в сообщении исполкома.

«Челны не готовы для электросамокатов»

Руководитель исполкома Набережных Челнов Фарид Салахов заявил, что инфраструктура города не готова для интенсивного движения электросамокатов, так как это создает угрозу для безопасности окружающих, и взрослых, и детей. Правда, не уточнил, было ли это сообщено компании во момент встречи 29 апреля, когда ее приглашали официально оформить работу сервиса.

Салахов также говорит, что с этим согласны и большинство горожан – ранее в соцсети администрации был запущен опрос челнинцев. На вопрос, нужны ли городу самокаты, ответили почти 6 тыс. респондентов. «67% из числа опрошенных ответили отрицательно. Аналогичный вопрос был представлен в другой группе, где также 56% ответили негативно», — отметил Салахов.

Руководитель исполкома также заявил, что с появлением сервиса проката электросамокатов замечается значительное увеличение обращений в медучреждения.  «Уже с начала сезона семь взрослых поступили в травмпункт БСМП и один ребенок — в КДМЦ», — перечисляет Салахов.

В пресс-службе сервиса на это заявляют, что с самокатами Whoosh ДТП не было, а травмы могли быть получены в результате аварий с частными самокатами. В качестве доказательства пресс-служба кикшериногвой компании предоставила исследования МВД за 2021 год, согласно которому 90% всех аварий произошли непосредственно с владельцами самокатов. 

«В 10% ДТП участвовали арендованные СИМ, при использовании которых погиб 1 человек», — говорится в исследовании. 

Однако стоит отметить, что мало у кого из горожан есть свой собственный электросамокат. Основная часть катается именно на арендованных аппаратах, что идет вразрез предоставленной статистике. 

К тому же, стоит отметить, что в большинстве случаев люди, получившие травмы во время езды на самокатах, из-за боязни штрафов не сообщают, каким именно способом они получили увечья. Падения с самоката, которые заканчиваются травмами, не попадают в сводку ДТП, если аппарат не пострадал, а пользователь кикшеринга не захотел его оформить сам. Кстати, штрафы за поломку самоката колеблются от 5 до 90 тыс. рублей.  

«Увы, однозначно действующее законодательство на этот вопрос не отвечает. В текущей версии ПДД нет определения электросамоката. <...> На наш взгляд вушбайки наиболее близки к определению велосипед», –отмечают в компании. 

Как бы то ни было, на сегодня Набережные Челны остаются без решения ситуации и без кикшеринга. В компании Whoosh планируют подавать заявление в Генпрокуратуру РТ из-за изъятия 90 самокатов с улиц Челнов. 

news_right_column_240_400