Как крылатое существо с черепом на спине пчеловода напугало

Лето начинается для меня в мае, а заканчивается в октябре. Именно в этот период ползают и летают насекомые, представляющие для меня постоянный интерес.

news_top_970_100

К сожалению, я выезжал этим летом на природу нечасто - всего четыре раза. Дважды гостил у дочери в Больших Клыках, еще были поездки в Семиозерку и Зеленодольск. Первая прогулка в Клыках подарила мне встречу с пришельцем из пермского исторического периода - щитнем летним. О ней я уже рассказывал на страницах «КВ». Удивительная находка удивительного животного в черте Казани! Вторая августовская поездка ознаменовалась другой важной встречей - бабочка-белянка желтушка южная доселе не была замечена в Республике Татарстан. 

Зная мое увлечение насекомыми, знакомые с удовольствием делятся своими экспонатами. Одна из сотрудниц института экологии и природопользования привезла мне из Северной Америки бабочку-бражника. Липовый бражник случайно попал в коробку с роликовыми коньками и, притаившись там, пересек океан. Разве это не чудо? Чудо, и вот почему. Липовый бражник не самая редкая бабочка в Татарстане (все-таки липа в наших краях еще не перевелась), зато одна из самых привлекательных. Красивее ее только бражник глазчатый и гигантский бражник мертвая голова, исключенные с недавних пор из Красной книги РТ. Парадокс в том, что липовый бражник не живет в Северной Америке. По крайней мере, наука пока ничего об этом не знает. Как же тогда бабочка оказалась за океаном? Загадка…

Другая сотрудница того же института регулярно выезжает для сбора информации о существах, обитающих в почве. А попутно приносит мне своеобразные известия об обитателях разных уголков нашей республики. Это может быть перо орлана-белохвоста или птички-удода, как-то привезла из Елабуги фотографию жука - хруща мраморного. В первый раз этого пестрого жука я увидел в Киргизии. Вторая встреча с ним произошла уже на территории Татарстана. Выездов у той сотрудницы в сезон бывает до 100, в основном в заповедные места: Раифа, Саралы, Нижняя Кама, а также в окрестности Казани. В Боровом Матюшино ей удалось сфотографировать самого красивого жука - жужелицу красотела пахучего. Я тоже с ней встречался. Это было в Узбекистане, во время спуска по склону Каржантау. Жара стояла невыносимая, и в какой-то миг мне показалось, будто изумруд в скале засветился. Думал, перегрелся, но присмотрелся: это жужелица сверкает на склоне всеми цветами радуги! Спрятал я это чудо в спичечный коробок, а потом самолетом повез в Казань дочерям показать. Вез, вез, да не довез: исчез жук, только дырка в коробке осталась. Интересно, где он от меня сбежал - в горах, городе, а может, в аэропорту Ташкента?..

В следующий раз я видел красотела в лесу около озера Лебяжьего. Жук лакомился, погрузившись в толстое брюшко самки непарного шелкопряда. Кстати, именно жужелицы и их личинки самым активным образом очищают наши леса от вредителей. В США их даже разводят для этого полезного дела. Краснокнижный красотел мог бы выступить в роли спасителя и защитника наших лесов, да вот беда - эти шестиногие хищники становятся редкостью.

За день красотел способен съесть такое количество вредителей, что их общий вес превысит его собственный. Распространен от Западной Европы до Алтая и везде редок. На зиму прячется в почву, а весной выходит на поиски второй половины.

Видимо, именно в такой момент подготовки к зимней спячке и потревожили красотела сотрудники института экологии, собирая пробы почв.

Любитель меда и путешествий - так можно сказать о бабочке-бражнике мертвая голова. Как и все бражники, она имеет массивное тело и узкие крылья. Сильная бабочка способна зависать в воздухе, не садясь на цветы, и длинным хоботком вытягивать нектар из самых глубоких недр растения.

Мертвая голова прилетает в наши края аж из Северной Африки. Кроме нектара цветов лакомится медом, забираясь в ульи. Причем пытается обмануть пчел, а если это не получается, громко пищит от укусов, пугая хозяев пасек. От одного испуганного пчеловода я и узнал о «странном звере» с изображением черепа на спине!

Бабочку-путешественницу недавно исключили из Красной книги Татарстана, дескать, залетная, а ее куколки не выдерживают морозов. И зря, ведь в наших краях с каждым годом становится теплее. На станции мониторинга погоды мне сообщили результаты наблюдений с 1953 года: зима за полвека потеплела на 3 градуса и прежних заморозков на почве уже не наблюдается. Охраняли-охраняли бабочку по всей Европе и европейской части России от Крыма до Москвы, а теперь, получается, ее уже не жалко и тапкой прихлопнуть...

А бабочка очень хороша! Необычна по виду, расцветке, да и крупна… Одно плохо - ее гусеницы с кривым рогом на конце туловища любят картофельную ботву. Помню, еще мой отец с отвращением уничтожал этих «страшных червяков», окучивая картофельные грядки в поселке Северном. Знал бы он, что за «червяки» ему мешают, может, и пожалел бы, и тогда я, школьник-несмышленыш, отследил бы весь процесс превращения гусеницы в куколку, а потом и в бабочку, со свистом ворующую мед на пасеках. 

news_right_column_240_400