Наш корреспондент спустился в новые казанские подземелья. Сопровождавший меня горный мастер Алексей Моторин заботливо выдал сапоги:
- Переобуйтесь. Не забыли после армии, как портянки наматывать?
Кряхтя, кручу как могу «армейские носки» на ноги - и по железным лестницам вниз, на глубину 16 метров. В огромной бетонной метротрубе - тишина и безмолвие. Рельсы уложены и уходят вдаль. А где же «Ольга» и «Полина»?
- Эти «девушки» здесь, сейчас увидите, - рассказывает на ходу Алексей Петрович. - В сентябре, после сдачи первой линии метро, мы решили пробивать параллельно два тоннеля и запустили сюда сразу обе тоннелепроходческие машины с ласковыми женскими именами.
Напомним, длина перегона между станциями «Горки» и «Проспект Победы» 980 метров. И вот «Ольга» в левом крыле прошла уже 730 метров! Осталось рукой подать до конца, но... закончилось финансирование, и 10 декабря машина остановилась. Чуть позже, 25 января, встала и «Полина» в правом крыле проходки. Здесь преградой явился тот самый магистральный водопровод - огромная чугунная труба в 5 метров диаметром.
Эти коммуникации, согласно правилам безопасности, необходимо переносить - беспокойное хозяйство «Водоканала» должно находиться не ближе 40 - 50 метров.
Если ориентироваться с поверхности, то ТПМК «Ольга» стоит сейчас под землей у магазина спорттоваров на Гарифьянова, а «Полинушка» застряла, не дойдя 60 метров до углового дома на пересечении улиц Зорге и Гарифьянова.
Огромные машины почистили и смазали - законсервировали до лучших времен.
- А мы ждать этих времен не можем, - вздыхает Сергей Щукин, машинист «Ольги». - Последний раз зарплату получили за ноябрь. Теперь прямо говорят: «Можете взять бессрочный отпуск или берите расчет и увольняйтесь». Нам, москвичам, легче: сейчас уедем домой, без работы не останемся. Не ваше метро первое закрывается. И в других городах-миллионниках строительство уже прекращалось, нам не привыкать... А вот что теперь ваши казанские ребята будут делать, которых мы подготовили?
- Скептиков всегда хватало, - отвечает на это начальник участка Николай Мошка. Его участок как раз напротив издательства, возле Молодежного центра. - Ведь многие не верили, что казанское метро будет. Зато сейчас, как прокатились в тепле, с комфортом и без пробок, говорят: перекиньте ветку через Казанку. Грунты здесь нормальные, условия проходки даже легче, чем, например, на станции «Суконная слобода». Тогда над нами был весь исторический центр города. А тут река, но это не препятствие. Сейчас укрепляем грунты вокруг будущей станции «Козья слобода». Да, тоннелепроходческие комплексы «Алтынчеч» и «Сююмбике» подняли на поверхность, они сейчас на базе ЖБИ. Но верим, что наша подземка не останется самой короткой. Нам уезжать некуда.
Владимир ДЫННИК