А ведь до 1913 года, чтобы добраться из Казани до Москвы, надо было сперва доехать до Зеленодольска, затем добраться до Волги, через которую переправиться паромом или на лодке. И уже только в Свияжске сесть на поезд, который добирался до Первопрестольной через 62 часа, заезжая по пути в Алатырь и Рязань. Поэтому в начале ХХ века в казанской губернии заговорили о железнодорожном мосте. Строительство стартовало 28 февраля 1910 года. Проект был разработан всемирно известным мостостроителем, профессором Н.А.Белелюбским. Тем самым, который спроектировал первый мост через Волгу - Александровский (Сызранский), открытый еще в 1876 году. Руководителем строительства был назначен инженер со стажем Н.И.Цышевский.Стоимость постройки оценили в 9 миллионов рублей - по тем временам сумма была космической. Металлические фермы моста с пролетом в 75 сажень (одна сажень равняется 2,134 метра), высотой посередине в 11 и шириной в 4 сажени изготовили в Сормове. На строительстве моста трудилось более тысячи человек. Работа кипела день и ночь. Не дремали и купцы: в деревеньке Вязовые, которая располагалась на берегу, выстроились десятки лавчонок. Пароходные «магнаты» установили свои пристани. Богатый люд кинулся на «смотрины» грандиозной стройки: на высоком берегу купец Кузьмин выстроил ресторан «Лондон», где можно было наблюдать за зрелищем, одновременно вкушая яства.Строительство шло трудно. В связи с отсутствием в те времена подъемных механизмов случались аварии. Дважды падали в реку уже установленные фермы. Не обошлось и без человеческих жертв.Но к июню 1913 года мост был выстроен. Во время испытаний на полную нагрузку состав из нескольких вагонов и двух паровозов промчался по мосту со скоростью 20 верст в час (верста - 1066,8 метра). В это время под мостом находились несколько судов, принимавших участие в постройке. В одном из них находился сам Николай Аполлонович Белелюбский, специально прибывший для испытания своего детища.Церемония открытия моста, который назвали Романовским (в честь отмечавшегося в том году 300-летия дома Романовых), состоялась 11 июня (25-го по новому стилю) при огромном скоплении участников строительства и просто любопытствующих граждан. На берегу в деревне в честь этого события состоялась закладка часовни по проекту академика архитектуры А.В.Щусева (ныне отреставрирована).Во время гражданской войны каменные арки береговых пролетов были взорваны. При восстановлении их заменили на металлические. В середине прошлого века «однопутный» шедевр Н.А.Белелюбского дополнили новым - сварным. Да и сами арки иной конструкции после проведенного впоследствии капитального ремонта. Может сравнить всякий, кто поедет поездом или поплывет на теплоходе.
Как мост через Волгу три года строили
Мосту возле Зеленодольска исполняется сто лет. Он стал для нас такой же привычной деталью пейзажа, как и река Волга, берега которой он соединяет...