Как мост через Волгу три года строили

Мосту возле Зеленодольска исполняется сто лет. Он стал для нас такой же привычной деталью пейзажа, как и река Волга, берега которой он соединяет...

news_top_970_100
А ведь до 1913 года, чтобы добраться из Казани до Москвы, надо было сперва доехать до Зеленодольска, затем добраться до Волги, через которую переправиться паромом или на лодке. И уже только в Свияжске сесть на поезд, который добирался до Первопрестольной через 62 часа, заезжая по пути в Алатырь и Рязань. Поэтому в начале ХХ века в казанской губернии заговорили о железнодорожном мосте. Строительство стартовало 28 февраля 1910 года. Проект был разработан всемирно известным мостостроителем, профессором Н.А.Белелюбским. Тем самым, который спроектировал первый мост через Волгу - Александровский (Сызранский), открытый еще в 1876 году. Руководителем строительства был назначен инженер со стажем Н.И.Цышевский.Стоимость постройки оценили в 9 миллионов рублей - по тем временам сумма была космической. Металлические фермы моста с пролетом в 75 сажень (одна сажень равняется 2,134 метра), высотой посередине в 11 и шириной в 4 сажени изготовили в Сормове. На строительстве моста трудилось более тысячи человек. Работа кипела день и ночь. Не дремали и купцы: в деревеньке Вязовые, которая располагалась на берегу, выстроились десятки лавчонок. Пароходные «магнаты» установили свои пристани. Богатый люд кинулся на «смотрины» грандиозной стройки: на высоком берегу купец Кузьмин выстроил ресторан «Лондон», где можно было наблюдать за зрелищем, одновременно вкушая яства.Строительство шло трудно. В связи с отсутствием в те времена подъемных механизмов случались аварии. Дважды падали в реку уже установленные фермы. Не обошлось и без человеческих жертв.Но к июню 1913 года мост был выстроен. Во время испытаний на полную нагрузку состав из нескольких вагонов и двух паровозов промчался по мосту со скоростью 20 верст в час (верста - 1066,8 метра). В это время под мостом находились несколько судов, принимавших участие в постройке. В одном из них находился сам Николай Аполлонович Белелюбский, специально прибывший для испытания своего детища.Церемония открытия моста, который назвали Романовским (в честь отмечавшегося в том году 300-летия дома Романовых), состоялась 11 июня (25-го по новому стилю) при огромном скоплении участников строительства и просто любопытствующих граждан. На берегу в деревне в честь этого события состоялась закладка часовни по проекту академика архитектуры А.В.Щусева (ныне отреставрирована).Во время гражданской войны каменные арки береговых пролетов были взорваны. При восстановлении их заменили на металлические. В середине прошлого века «однопутный» шедевр Н.А.Белелюбского дополнили новым - сварным. Да и сами арки иной конструкции после проведенного впоследствии капитального ремонта. Может сравнить всякий, кто поедет поездом или поплывет на теплоходе.

news_right_column_240_400