Послушать именитого питерского фотографа в центре «Эрмитаж-Казань» собрался полный зал преимущественно молодежи. Мастер поделился историями создания своих многочисленных фотопроектов. Среди них - «Новый Эрмитаж», который, по словам мастера, рассказывает зрителям о противостоянии вечного мрамора и сиюминутного полиэтилена. Серия фоторабот «Уединение» - о ночном Эрмитаже, а наиболее успешным, растиражированным и резонансным оказался проект «Коты Эрмитажа». Вот что рассказал о нем автор:
- Этот проект не раз и не два издавался в виде календаря. И о котиках, живущих в Эрмитаже, слышали многие, они достаточно раскрученные ребята. Когда-то кошки просто тихо-мирно жили в подвале Эрмитажа. А потом про них стали говорить, снимать передачи, фильмы… Потому что это круто! Круто, что в подвале музея живет целая колония кошек. Причем они там никого не ловят. В мировой сокровищнице картин нет крыс и мышей: коты своим присутствием не дают завестись грызунам.
Кстати, всем эрмитажным хвостатым делают необходимые прививки и регулярные ветеринарные обследования, кормят на собранные благотворителями средства. По преданию, ведут свою родословную они от славившихся своими охотничьими повадками казанских котов, которых императрица Елизавета Петровна выписала для борьбы с расплодившимися в Зимнем дворце грызунами.
- Иногда мне кажется, что история с котиками началась с меня, - продолжал фотомастер. - Как-то я просто сфотографировал одного пушистика, который болтался на Иорданской лестнице. Фотографию опубликовали на последней странице русской версии журнала Newsweek. Она была совсем крошечной, текст к ней немного больше. Но, по моим ощущениям, именно с тех пор эрмитажные коты стали как-то особенно любимы прессой.
От дирекции поступило предложение снять котиков в бальных залах музея. Я спустился в подвал, где на присмотр за котикам выделено два сотрудника, и говорю женщине в больших очках с толстыми линзами, что хочу поснимать зверушек. «Да они вас порвут!» - заявила она. «Ну, - говорю, - дайте такого, который не порвет».
Первый кадр мы снимали несколько часов. Нужно было показать две вещи: прекрасный музей и прекрасных котиков с нужным выражением «лица». Но выбранная для съемок кошечка постоянно убегала. Служба безопасности ее догоняла, возвращала на место съемки. Для животного это был стресс. И я чувствовал себя нехорошо, понимая, что мучаю его. Но ту кошку мы все-таки сняли! А когда принесли следующего котика, я взял его на колени и долго гладил, приговаривая, что все будет хорошо. В итоге он делал все что требовалось: становился где нужно, принимал нужную позу и выражение мордочки.
Календарь с котиками разошелся мгновенно. Через год мне предложили повторить тему. Но переснимать все полностью было бы нечестно по отношению к животным. Они и так натерпелись. Тогда возникла идея снять черного кота на фоне «Черного квадрата» Малевича в Главном штабе. И сделали пару других фотографий с другими котиками. С тех пор календарь издается практически с неизменным содержанием.
Иногда в Эрмитаже становится слишком много котов: люди подбрасывают бездомных животных. Когда появляются «пушистые излишки», сотрудники объявляют о раздаче животных. Но уже с «дворцовыми сертификатами», благодаря которым эрмитажных котов с удовольствием берут все.
Напоследок Юрий Молодковец упомянул о том, что процесс фотографии сейчас максимально упростился. Можно сказать, мы сейчас все фотографы, а кроме того, в интернете всегда найдется площадка для самореализации. Там же можно узнать, что думают о вашем творчестве люди. «Нужно ценить отзывы тех, кто хвалит ваши фотографии. Это дорогого стоит», - заметил мастер.