Строят сегодня повсеместно: метро, дороги, многоэтажные жилые дома, супермаркеты, развлекательные центры... Почти из каждого окна видна какая-нибудь стройка. Особенно в центре города, где в последнее время в сухую погоду просто невозможно дышать - кругом облака строительной пыли. Не случайно у проезжающих в маршрутках мимо больших строек людей начинается кашель.
Проблема запыленности городов - бомба замедленного действия. В негативном воздействии пыли на здоровье людей сомневаться не приходится: это и аллергия, и легочные заболевания, и инфекционные болезни. Наверное, поэтому экологи мрачно шутят, что человечество погибнет не от войн, а просто задохнется от пыли и мусора.
Доцент кафедры инженерной экологии КГТУ (КХТИ) Ольга Сольяшинова вместе с общественной экологической организацией «ВЭБ» не раз пытались привлечь внимание общественности к проблеме пыли. К сожалению, власти не поддержали инициативу экологов. Все, конечно, понимают, что проблема есть - город задыхается, а люди болеют. Но ведь стройку не остановить.
- Никто и не просит останавливать строительство, - говорит Ольга Александровна. - Нужно только максимально обезопасить людей от распространения пыли. Вот, например, рядом с моим домом строят метро. И я точно знаю, что колеса ни одной машины, выезжающей оттуда, никогда не моются. А это значит, что грузовик разнесет грязь, оставшуюся на этих колесах, по всему городу. Нередко в районах новостроек подъездные пути и сама улица превращаются в продолжение строительной площадки. Много претензий и к тому, как вывозится грунт со стройплощадок. Строители должны вывозить мусор в специально отведенные места, но этого тоже никто не делает. Отследить же, кто перевозил мусор и как это делалось - на специальной машине или в обычном грузовике с открытым кузовом, и где реально его выбросили, практически невозможно. Кроме того, передвигаясь по городу, большегрузные автомобили разрушают асфальтовое покрытие, а это тоже источник появления пыли.
По мнению некоторых экологов, борьба со строительной пылью возможна. Например, можно перенять опыт Москвы, где осуществляется сотрудничество со специализированными компаниями, оказывающими комплексные услуги строительным организациям по вывозу, хранению и утилизации мусора. Там прямо на строительной площадке разделяют отходы на фракции, соблюдая при этом все экологические требования.
Так как же защитить Казань и казанцев от пыли? Методы здесь просты - озеленение и влажная уборка улиц. По словам Ольги Сольяшиновой, норма озеленения города составляет 40 процентов от общей площади населенного пункта.
- Конечно, деревья высаживаются, но этого очень мало для города, превращенного в стройплощадку, - заметила Ольга Александровна. - Пыль могла бы собираться на листьях растений, ведь они являются лучшим природным фильтром воздуха. В Казани же деревьев явный дефицит. Почему-то не любят у нас тополя. Они с точки зрения фильтрации воздуха лучше всего для городской черты. А вот от хвойных деревьев, которые, конечно, очень красивы, пользы мало. Они плохо приживаются в городе, потому что подвержены воздействию окружающей среды. О том, что в городе плохо очищаются улицы, уже и не говорим. Уборочные машины только поднимают своими щетками клубы пыли, а не убирают ее. Влажная же уборка происходит только естественным путем - от дождя к дождю.
Алсу МУБАРАКШИНА.