Как получить по ОСАГО реальное возмещение ущерба

В Казани впервые составлен антирейтинг автостраховых компаний. В него включены самые жадные, платящие в разы меньше положенного, и «резинщики», максимально затягивающие сроки выплат.

news_top_970_100
О том, что еще нужно знать для правильной оценки ситуации в ДТП с вашим автомобилем, «КВ» рассказали представители Федерации автовладельцев России в Татарстане - руководитель ФАР в РТ Рамиль Хайруллин и юрист ФАР в РТ Владлен Копвиллем.

Антирейтинг...


- Сейчас татарстанское представительство ФАР бесплатно оказывает помощь в оценке ущерба. Много казанцев обратились за советом, чтобы со знанием дела идти в автостраховую компанию?
Р.Х.: Учет обратившихся мы не ведем. Главное - помочь любому желающему получить независимую оценку. Когда человек приезжает в ГИБДД оформлять ДТП, здесь дежурят наши специалисты - их легко узнать по ярко-желтым жилеткам с надписью «ФАР». Независимый эксперт предоставляет вам реальную оценку ущерба, и вы потом можете сравнить ее с суммой, озвученной страховой компанией. Ведь, как правило, страховые фирмы ваш ущерб, а соответственно и свои выплаты, вам занижают раза в два.- Как же получить реальную сумму?
Р.Х.: Для предотвращения такой ситуации лучше заранее взглянуть, с какими компаниями не стоит заключать договора ОСАГО. На нашем сайте www.far-kzn.ru мы разместили антирейтинг страховых компаний. Если вы уже попали в неприятную ситуацию с выплатами, дело придется заканчивать судебным процессом со страховой компанией.

- Кто составляет антирейтинг?

В.К.: Экспертная компания, с которой мы сотрудничаем. Из пятерки худших страховщиков этого списка две компании уже признаны официально банкротами, у третьей ограничена лицензия, и ей запрещено страховать по ОСАГО. Наши оценки подтверждаются практикой.
Р.Х.: Мы составили два антирейтинга. В одном собраны компании, занижающие суммы ущерба, в другом - затягивающие выплату. Такие компании не отказываются возмещать сумму ущерба, но и не платят. И люди ждут по году и более - у кого сколько хватает терпения.
В.К.: В России нет традиции обращаться в суд. Человек терпеливо ждет до последнего, надеясь на порядочность страховщиков.

...и рейтинг


- Создан ли положительный рейтинг страховых компаний, где аккуратно выплачивают и по ОСАГО, и по КАСКО?
В.К.: Наше мнение: таких компаний просто нет. Добавлю, часто при встрече в судах мы спрашиваем у юристов недобросовестных страховых компаний: зачем вы сами себе создаете дурную репутацию? Ведь что примечательно. Зачастую юристы этих компаний бесстрастно сидят в суде весь день, участвуя в разных заседаниях каждые полчаса, а то и каждые минут 15, парируя по очереди разным истцам, выступая ответчиками перед доведенными до крайности автовладельцами, вынужденными обращаться в суд для получения положенного возмещения ущерба. Юрист порой так отвечает на мой вопрос: «Мне начальство приказало тянуть как можно дольше с выплатой». Предположим, вы, потерпевшая сторона в ДТП, не дождавшись возмещения от страховщиков, подали иск в суд.
Мировой суд должен рассмотреть его в течение месяца, районный - в течение двух. Напомню, в мировом рассматриваются дела с оценкой ущерба менее 50 тыс. руб., в районном - свыше 50 тыс. Дело усложняется, если требуется дополнительная экспертиза. А эксперт оценочной фирмы, тесно сотрудничающий со страховой компанией-ответчиком, тем временем говорит: заплатим вам 10 тыс. рублей. Автовладелец возмущается: «Да вы что, ремонт обойдется мне значительно дороже!» И идет к независимому эксперту, тот называет реальную цифру - 50 тыс. Соответственно возмущенный хозяин подает иск в мировой суд - разница-то 40 тысяч. А там судья заявляет: извините, я не специалист, не знаю, что сколько стоит. В этом случае назначается третья экспертиза - она называется судебная. Как правило, именно по ней суд назначает сумму, которую должна выплатить страховая компания пострадавшей стороне. А время-то при этом идет - третья экспертиза может тянуться еще два-три месяца. При этом сумма иска-то не изменяется! Поэтому страховым компаниям затяжки очень выгодны.

Нужный ликбез


- Такой автомобильный ликбез нужен каждому владельцу автомобиля...
В.К.: Тем более что, несмотря на аховое состояние нашего автострахования, на этом правовом поле появляются попытки защитить владельца автомобиля. Например, всегда Верховный суд РФ говорил: страховые дела - это не относится к защите прав потребителей. Что из этого следовало? Человеку нужно было подавать исковое заявление только по месту нахождения страховой компании. А у нас в Татарстане многие страховые компании московские, их центральные офисы с юридическим адресом находятся в столице.Во-вторых, раньше при подаче иска приходилось платить госпошлину, составляющую определенный процент от суммы иска. То есть, чтобы получить свое, приходилось тратиться из своего кармана. При этом конечный результат неизвестен. Но вот 28 июня 2012 года пленум Верховного суда РФ вдруг заявил: страховые дела относятся к защите прав потребителей. А это значит, что госпошлина отменяется. Судиться можно там, где живешь, а не ехать в Москву. Более того, теперь можно и взыскать штраф в размере 50% от невыплаченной суммы. Кроме этого, можно взыскать утерю товарной стоимости для автомобилей не старше 5 лет и имеющих износ менее 35%.
Также можно взыскать неустойку в размере 1/75 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки начиная с 31-го дня после отказа или неполной выплаты материального ущерба страховой компанией. Плюс получить денежную компенсацию морального ущерба. Пока практика такова: моральный ущерб оценивают в небольшую сумму - 1 - 2 тыс. рублей. Но важен сам факт: пустяк, как говорится, но приятно. Естественно, страховые компании слегка взвыли. Правда, кто-то стал лучше выплачивать, не скажу, что все и всегда.Однако сейчас готовятся новые поправки в закон об ОСАГО - страховое лобби в Госдуме не дремлет. Согласно им в этом году планируется это положение отменить. То есть вывести автостраховку из действия законодательства по защите прав потребителей. А заодно и поднять платежи по ОСАГО, увеличив размер страховой премии.

Тревожный вопрос  


- Неужели невыгодные населению поправки примут?
- К сожалению, антистрахового лобби в Госдуме нет. Свои гражданские права, в том числе и на дорогах, нас вынуждают защищать самим. Поэтому главная задача ФАР в России, в том числе и в Татарстане, - оказать максимальную поддержку каждому, у кого есть верный помощник на четырех колесах.

news_right_column_240_400