Как преподавателям и студентам живется на «дистанционке»
news_header_top_970_100

Как преподавателям и студентам живется на «дистанционке»

В связи с распространяющейся по миру коронавирусной инфекцией вузы Казани, как и других городов России, перешли на дистанционное обучение с целью обезопасить своих студентов и преподавателей от опасных инфекций. Вторую неделю все занимаются из дома. Редакция «КВ» решила узнать, каково это - учить и учиться дистанционно?

Кабир Саубанов, завкафедрой территориальной экономики КФУ:

— Дистанционное обучение я рассматриваю как неизбежный процесс в современной концепции образования. Онлайн-режим имеет свои особенности и нюансы, с которыми приходится мириться: отсутствие эмоционального контакта между людьми, сложность контроля над добросовестным выполнением заданий со стороны студента. Считаю, что полностью переходить на дистанционное образование таким серьезным вузам, как КФУ, нельзя. Думаю, что дистанционное обучение должно стать важным элементом любого современного российского вуза.

Алия Мубаракзянова, старший преподаватель КФУ:

— В части демонстрации какой-либо информации проблем не вижу. Сложнее понять, насколько хорошо впитывают информацию студенты. Ведь во время очных лекций я по глазам сразу понимаю, что студенты что-то не поняли или заскучали. В дистанционном варианте камера эти живые эмоции не передает. Мне кажется, что как временная и вынужденная мера дистанционное обучение — хороший выход из положения. Я заметила, что студентам интересен подобный формат. И они ведут себя намного активнее, чем во время живых лекций. Однако обучение в вузе — это особая атмосфера, налаживание связей с единомышленниками, с людьми, с которыми ты будешь сотрудничать в будущем. Живое общение — часть воспитания и обучения, от которого мне бы не хотелось отказываться.

Но появилась сложность: у моего ребенка-школьника время дистанционного обучения совпадает с моими лекциями. Так как ноутбук неожиданно вышел из строя, значит, кто-то из нас в назначенный час не выйдет в эфир. У подруги на карантине двое детей школьного возраста, и так как она сама преподаватель, оказалось, что им троим одновременно нужен будет компьютер. Как решать такую проблему, непонятно.

Айгуль Гильманова, завкафедрой журналистики Российского исламского института:

— Дистанционное обучение не всегда удобно. Студенты вынуждены самостоятельно все проходить, более тщательно готовиться. На это уходит даже больше времени, чем на лекции. В этом я вижу плюс. Но есть творческие специальности, где невозможно учиться дистанционно, — музыка, хореография. Мы не видим, кто сидит по ту сторону компьютера. Гарантировать, что именно этот студент дал ответы на вопрос или именно он выполнил задание, мы тоже не можем. Вы захотите лечь на операционный стол к студенту, который дистанционно освоил курс анатомии?

Татьяна Спирчагова, доцент КФУ:

— Дистанционное обучение — удобная форма в плане умения саморегулироваться, но сложная, потому что заставляет людей быть очень дисциплинированными, строго следовать тайм-менеджменту. Студенты учатся по этой системе уверенно, хоть и не с восторгом. Преподаватели вписаны в эту ситуацию так же неожиданно, как и студенты. Я в целом поддерживаю такое обучение, только хотелось бы поменьше технических сбоев: то микрофон не работает, то интернет пропадает.

Мария Романова, студентка ВГУЮ (Казанский филиал):

— Сначала я думала, что это будет удобно, но на деле получается очень сложно. Приходится подстраиваться под время каждого преподавателя — несмотря на то, что у нас в этот момент должны быть пары, все может пойти не так, как планировалось. Задают очень много заданий. Когда мы ходили в университет, успевали все это делать во время пары, а теперь нужно неимоверно много писать, но лично я все равно успеваю все делать и сдавать. Нахожу в этом и плюс — высыпаюсь по утрам.

Анастасия Кладова, студентка КФУ:

— Дистанционное обучение пока мне очень нравится. В первую очередь это новый опыт, что-то еще неизведанное. Но важны живой контакт, общение, именно в отсутствие этого и заключаются главные минусы «дистанционки». Конечно, видео- и аудиосвязь — тоже общение с преподавателем, но это совсем не то. Я скучаю по обычному обучению. Главный минус: дают слишком много заданий. Преподаватели задают нам столько, сколько не задавали, наверное, за всю нашу учебу. Лекции мы слушали на парах, сейчас же некоторый материал приходится изучать самим, особо не проконсультируешься по поводу заданий.

Аделя Ахметова, студентка КНИТУ (КХТИ):

— Мне очень нравится. Думаю, особо ничего не изменилось. Лекции присылают в электронном виде. При желании чему угодно можно научиться и дома.

Алина Рахматуллина, студентка КГМУ:

— Мне нравится дистанционное обучение, так как мы сами можем спланировать свое время, не тратиться на дорогу до университета и обратно, соблюдать перерывы между парами и т. д. Успеваешь не только делать какие-то задания, но и готовиться к модулям. Есть и минус: я бы отредактировала сайт, на котором мы занимаемся. Не знаю, на каких платформах занимаются другие, но у нас этот момент не доведен до идеала, что очень расстраивает.

Илья Китаев, студент КФУ:

— Дома я могу с удобством использовать книги, например, во время семинарских занятий, появляется время для более подробного изучения темы, программы, могу отметить структурированность предоставляемой преподавателями информации. Заданий становится в два раза больше, бывают неполадки с подключением, нет живого контакта — это минусы, которые я заметил.

Мнения студентов и преподавателей могут разниться в некоторых случаях, однако выбирать не приходится, ограничение личных контактов пока рекомендуется всем. А дистанционное образование путем совместных усилий становится все удобнее и прогрессивнее, устраняя все старые недочеты и упущения. 

Автор: Анастасия КИСЕЛЬКОВА,Мария ВИШЕНИНА

news_right_column_240_400
news_bot_970_100