Об этом мы поговорили с экспертом по внешнеэкономической деятельности Артуром Файзрахмановым, много лет занимающимся поставками оборудования из Китая.
- Артур Рафкатович, давайте более четко обрисуем проблему с платежами.
- Наша страна столкнулась с такой ситуацией впервые. Если говорить конкретно, то где-то с марта этого года платежи российских предпринимателей китайским контрагентам перестали проходить. Точнее, некоторые платежи все-таки доходили, а судьба других вообще была неизвестна какое-то время. То есть в банке не могли точно назвать сроки прохождения платежа, а в договоре с ним они, оказывается, не были прописаны. Для ускорения процесса, чтобы продвинуть платеж «в очереди», к нам поступали предложения об увеличении комиссии от суммы платежа на несколько процентов. Повторюсь, с подобной ситуацией мы столкнулись впервые. Затем крупнейшие банки Китая во многих случаях стали отказываться от работы с российскими компаниями. Причем в любой валюте - хоть с рублями, хоть с юанями, хоть с долларами. Виртуальные и реальные «очереди» на обслуживание в китайские банки достигают трех месяцев.
Мы начали искать альтернативные пути. Если еще несколько лет назад мы работали всего с несколькими банками, то в этом году вынуждены были открывать и закрывать счета в десятках банков, пробуя различные варианты.
При этом платежи за товары народного потребления, за все, что продается на маркетплейсах, проходят в целом без проблем. Во всяком случае, пока эта проблема не касается частных лиц, а только бизнеса.
- А чем эта ситуация чревата для российского бизнеса, занимающегося поставками оборудования из Китая?
- Во-первых, она приводит к срывам сроков поставок. Когда все это только началось, срок прохождения платежа увеличился сначала до нескольких недель, а затем по некоторым проектам - до нескольких месяцев. А сроки поставок в контракте прописаны четко. Если их нарушишь, рискуешь попасть в список недобросовестных поставщиков. Помимо этого, на поставщика могут наложить штраф за невыполнение условий контракта.
При этом на данный момент непрохождение платежей через китайские банки у нас не признается форс-мажорным обстоятельством. Теперь только отдельные заказчики относятся с пониманием к ситуации и не идут в суд. А если начнутся массовые судебные разбирательства, то российскому бизнесу придется обращаться к международной банковской системе.
Согласно действующему законодательству чистая прибыль по многим государственным контрактам не должна превышать определенный процент. При этом в ряде случаев дополнительная незапланированная комиссия оказалась в этом году у многих российских импортеров выше прибыли. В этом заключается проблематика данной ситуации.
- А теперь главный вопрос: есть ли решение проблемы с платежами в Китай?
- На самом деле существующие санкции только укрепляют торговые отношения между Россией и Китаем. Китайские контрагенты твердо показали свое намерение продолжать работать с нами. Поэтому с обеих сторон постоянно прорабатываются и внедряются те или иные способы трансграничных транзакций.
По законам рынка, если есть спрос, то появится и предложение. Сейчас уже существуют способы проводить платежи между Китаем и Россией. Для этого надо воспользоваться услугами третьих организаций, их мы для удобства назовем платежными агентами. Причем таких каналов оплаты мы знаем уже несколько десятков. Но есть нюанс: по тем же законам рынка, чем выше спрос, тем больше цена. На данный момент за платеж свыше 100 тысяч долларов дополнительная комиссия составляет 5%. Если меньше, то стоимость такой услуги значительно возрастает и составляет от 8 до 15%. По платежам от миллиона долларов с вами будет общаться персональный менеджер от платежного агента.
- Как обстоят дела с логистикой из Китая на данный момент?
- Вопрос очень важный. Торговый оборот России и Китая явно растет, начали наблюдаться значительные простои грузов из Китая в портах и на пограничных переходах. Обычно ажиотаж с нехваткой транспорта наблюдается в конце календарного года или в преддверии китайского Нового года. Однако в этом году мы наблюдаем увеличение объема поставок из Китая уже с начала сентября. Простои, например, в порту Владивостока сейчас достигают нескольких недель. В логистике этого не должно быть, товары никоим образом не должны лежать на промежуточных складах, переходах, в портах. Товары должны работать. Хороша ложка к обеду!
- Какие бы вы предложили варианты решения логистических вопросов?
- Крупные международные перевозчики, конечно, в данной ситуации уже предлагают варианты решения логистических вопросов с Китаем. Во-первых, на сегодня мы наблюдаем торговый дисбаланс с Китаем. Имеется в виду, что импорта больше, чем экспорта. Это приводит к тому, что на нашей территории скапливается большое количество пустых контейнеров в ожидании экспорта. Возить порожние контейнеры не видится разумным решением.
Мы призываем отечественных предпринимателей задуматься об увеличении экспорта в Китай. Сейчас ставки на экспортные перевозки очень привлекательны ввиду торгового дисбаланса.
Во-вторых, недельные простои в портах очень часто связаны с нехваткой железнодорожных платформ. Контейнеры с растаможенными товарами стоят долго в очереди в портах в их ожидании. Решением вопроса было бы, конечно, дополнительное производство или закупка десятков тысяч платформ. Также мы видим, что сухопутные переходы перегружены. Нам кажется, необходимо создавать новые таможенные грузовые терминалы на пограничных переходах.
В-третьих, за последние годы ввиду санкционной политики по отношению к нашей стране несколько крупнейших иностранных морских грузовых линий (перевозчиков) ушли с рынка обслуживания морских перевозок на российское направление. Как известно, морской транспорт является самым дешевым. Естественно, необходимо развивать это направление в рамках программы импортозамещения. Кораблей- контейнеровозов сейчас явно не хватает. Нужны десятки или даже сотни новых кораблей для перевозки грузов по морю.
- Какие надежды вы возлагаете на предстоящий в Казани саммит стран БРИКС?
- Одним из важнейших вопросов на повестке саммита обязательно будет вопрос с платежами. Очень надеемся, что он будет решен в ближайшей перспективе. Мы также понимаем, что это задача непростая и требуется определенное время на внедрение новых платежных инструментов. Кроме того, считаем, что существующий визовый барьер между Россией и Китаем осложняет взаимодействие. Если бы предпринимателям разрешили оформлять многократные визы на более длительные сроки, это стало бы большой поддержкой и развивало бы торговые отношения с Китаем.
Бизнес ощущает необходимость освобождения от штрафных санкций для тех компаний, которые в данной ситуации делают все возможное для исполнения текущих контрактов. На уровне ТПП (торгово-промышленной палаты) мы лоббируем этот вопрос и очень надеемся, что будут продвижения в данном направлении. Надеемся быть услышанными, так как вопрос носит массовый характер и должен решаться здесь и сейчас.
Уверены, после решения озвученных актуальных проблем бизнеса с Китаем в части платежей и логистики наша экономика вырастет еще больше, а российские предприниматели станут еще сильнее.