- Говорят, современная школа – это целое государство...
- Да, поэтому все проблемы государства отражаются в нем как в зеркале. У нас еще нет единого стандарта и единых требований, но единый экзамен уже ввели. В итоге многие девятиклассники минувшим летом ушли из школы в техникумы. Они боятся не сдать ЕГЭ и не получить аттестат. Но как можно одни и те же контрольно-измерительные материалы (КИМы) давать ученику из обычной средней школы, где математика по программе 3 - 4 часа в неделю, и ученику математической гимназии, где этот предмет преподают 7 часов? Мое мнение: это несправедливо по отношению к ребенку и жестоко по отношению к учителю, труд которого теперь оценивают только по результатам ЕГЭ.
- О чем у директора школы болит голова в первые дни учебного года?
- О том, как сделать нашу школу школой радости. А конкретно сейчас я думаю, где найти денег, чтобы укомплектовать кабинеты физики, биологии и истории. Спасибо государству за то, что по программе нацпроекта хотя бы один кабинет химии помогло укомплектовать.
- А что с остальными?
- (Вздыхает). В них нет ничего. Даже географических карт! Но как, скажите, можно объяснять ученикам строение клетки на уроке биологии, если в кабинете ни одного микроскопа? Уже 20 лет ученики не знают, что это такое. Надо поблагодарить учителей за то, что они добиваются каких-то результатов, держа в руке лишь мел и тряпку. Все знают об этой проблеме, много говорят о поднятии статуса школ и учителя, но результатов не видно.
- Школа ощущает последствия демографической ямы?
- Какая демографическая яма, если у нас переполненные классы! В этом году мы набрали четыре первых класса - около 100 детей. Но в Альметьевске есть такие улицы, где уже нет детей школьного возраста. Рядом с нами школа №18. Вот она еле-еле набрала один первый класс. Мое мнение: надо решать социальные проблемы. Родители все чаще говорят, что им неуютно жить в нашем красивом городе, если невозможно устроить на работу детей, которые закончили вузы. Они вынуждены уезжать. Надо гордиться не только нефтью, которую дарует нам природа, но и детьми.
- Какой должна быть школа прежде всего?
- Доброй! Наше общество устало от катаклизмов и жестокости, которую видим на экранах, устало от озлобленности. Поэтому родители ищут для своего ребенка место, где ему будет комфортно, и он найдет взаимопонимание. Родители ищут добрую школу, где их малыш станет чувствовать себя как дома и не будет лишним. Чтобы утром он не говорил: «Я не хочу идти в школу!» Пусть у нас не самая крутая школа, но зато это школа любви и добра, в которую тянутся дети.
- У вас строгий отбор в первые классы?
- Да нет у нас никакого отбора! Я малышам буквально несколько вопросов задаю. А на позитивное ребенок настраивается даже от улыбки директора. Моя позиция: в школе ребенок должен жить не взрослой жизнью, а окунуться в свой детский мир.
- С чем встретили новый учебный год?
- К великому сожалению, кроме того, что ОАО «Татэнергосервис» выделило средства на закупку спортивного, туристического инвентаря, фуражек для наших кадетов и поездку в Казань, мы ничего не получили. Сделали скромный косметический ремонт. Но при приеме школы к 1 сентября комиссия заявила, что нужно менять крышу, сделать дренаж (в подвале вода), облицовку школы. Еще хотелось бы поменять окна, которые уже не открываются, парты и инвентарь. Но меценатов у нас нет – учатся дети из рабочих семей нефтяников. С другой стороны - а почему в таком богатом государстве мы должны существовать за счет родителей? Ведь по конституции образование у нас бесплатное...