Как сделать так, чтобы нахождение в самоизоляции не превратилось в пытку?

Многие родители задумываются о грамотной организации времени в режиме самоизоляции.

news_top_970_100
Автор фото: Фото: Фарит МУРАТОВ

О том, как провести вынужденные выходные с пользой для всей семьи, наша беседа с педагогом-психологом отделения «Ювента» центра «Доверие» Мариной Яценко.

— Марина Геннадьевна, как сделать так, чтобы сидение в самоизоляции не превратилось в пытку?

— Придумайте план на день (неделю). Превратите процесс его составления в игру. Например, всей семьей займитесь созданием красочного плаката. Пусть каждый внесет свою лепту. И дети, и взрослые выскажут свои пожелания и предложения по организации режима дня, нарисуют на плакате картинки, украсят его аппликацией. Выделите время и для работы, и для игр, и для похода в магазин. После того как план согласован и принят всей семьей, начинайте строго его придерживаться. Это создаст ощущение стабильности и размеренности.

— Что нужно ребенку для того, чтобы легче перенести ограничительные меры?

— Обеспечьте необходимые условия для развития малыша. Запаситесь наборами для творчества, книгами, карандашами. Если дома мало игрушек и нет возможности приобрести новые, включите фантазию. Пригодится все: тазы, крупа, старые ботинки. Постройте, например, штаб из подушек и одеял или откройте импровизированный магазин, парикмахерскую, шиномонтаж.

Главное — не оставляйте малыша одного. Развлекайтесь вместе: сам он не сможет. Ребенка необходимо научить играть. Когда фантазия иссякнет, можно обратиться к интернету. Там предлагается множество игр, мастер-классов.

— Что еще нужно детям, кроме развлечений? 

— Объясните значимость участия ребенка в борьбе за здоровье в масштабах семьи, страны.

Максимально включайте ребенка в совместный труд с учетом возрастных возможностей и потребностей. Ведь именно через деятельность человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и выстраиваются доверительные отношения с родителями. Ребенок 6 лет поможет сварить яйца на завтрак или стереть пыль с мебели, а подросток 14 — 17 лет может участвовать в хозяйственной деятельности родителей уже на равных. Труд принесет необходимый опыт. И не забудьте похвалить помощника, чтобы он испытал чувство успеха и гордости за себя.

— Стоит ли использовать компьютер в качестве развлечения для малышей?

— Из жизни детей младшего возраста гаджеты лучше исключить. Сейчас прекрасное время для того, чтобы придумать замену смартфону и планшету. Покажите малышу, что в мире много интересных и увлекательных занятий без виртуальной реальности. Оказывается, можно играть в кубики, сажать семена тыквы на рассаду и плясать под веселые песни.

— А когда ребенок уже не маленький?

— В жизни подростка много времени отводится учебе. В расписание должно быть включено несколько часов обязательных занятий. Задача родителей — взять под контроль качество обучения. Проследите, как ребенок выполняет задания: списывает с интернета или делает сам? Какие предметы даются ему легче, а с какими возникают трудности? Возможно, где-то ребенку необходима помощь. Обучение обязательно чередуйте с отдыхом и совместной деятельностью. Вместе поиграйте в настольные игры или начните собирать модели самолетов и пароходов. 

— Что делать, если ему очень хочется выйти на улицу?

— Если вы живете в частном доме, вариантов развлечения огромное множество. Во дворе получится заняться чем угодно: от мини-футбола до сбивания кеглей. Вы горожанин? Сходите вместе с ребенком в магазин за продуктами. Дайте ему список покупок. Пусть поучаствует в выборе подходящего товара. Не выходите на улицу? Пускайте мыльные пузыри с балкона или повесьте кормушку для птиц. За пернатыми очень интересно будет наблюдать.

— Что делать, если ребенок мешает маме работать? Ведь многие сейчас на «дистанционке»…

— Когда семья большая, решить этот вопрос гораздо проще. Папа может сменить маму. Или с малышом поиграет бабушка. Но если маме помочь никто не может, на выручку придет умение планировать дела и вести переговоры. Можно поработать, пока малыш спит. Объясните ребенку, что мама должна работать. Дайте ему задание и попросите какое-то время не отвлекать от важных дел. Пусть ребенок останется рядом: читает книгу, рисует или просто смотрит мультфильм.

— Как получить максимум пользы от режима самоизоляции?

— Режим предоставляет уникальную возможность лучше узнать своего ребенка, познакомиться с ним заново. Присмотритесь к его увлечениям и интересам. Обсудите их. Вместе подумайте о направлении дальнейшего развития. Помогите с самоопределением. Больше общайтесь, интересуйтесь внутренним миром друг друга. Возможно, после окончания пандемии ребенок запишется в спортивную секцию или займется резьбой по дереву. Самое время понять, чего именно он хочет.

А вообще, начинать надо с себя. Покажите примером, а не советом. Вы давно хотели научиться играть на гитаре? Или мечтаете вышивать крестиком пейзажи? Пожалуйста, дерзайте! Воспринимайте режим самоизоляции как своеобразную точку роста, начало реализации своего потенциала.

news_right_column_240_400