Как Уел сельчан уел
news_header_top_970_100

Как Уел сельчан уел

В Татарском академическом театре имени Г.Камала состоялась премьера комедии Зульфата Хакима «Мылтык» («Ружье»). Режиссер - Фарид Бикчантаев. Художник - Сергей Скоморохов.

Молодой участковый Уел Гарафутдинов (Р.Шамсуаров) пришел работать в милицию с одной целью - навести порядок в стране. Он свято верит, что честность и подчинение букве закона помогут искоренить зло и избавить общество от пороков.

Получив первое служебное задание - провести инвентаризацию охотничьих ружей на своем участке, он отчаянно берется за работу, но даже не подозревает, с каким беспределом ему придется столкнуться. Поиски пропавшего ружья приводят его в деревню Кривоберезку - хозяйство в упадке, нет ни техники, ни фермы, в школе всего три ученика, и те двоечники, есть, правда, клуб - да завклубом нетрадиционной ориентации. Каждый житель озабочен только своими проблемами - Гамбар (И.Хайруллин) не выходит из запоя, пасечник Самат (Н.Дунаев) ведет борьбу с соседями по участку - хозяевами дорогого коттеджа, а предметом переживаний председателя колхоза Касима (Г.Шарафи) является вовсе не разваливающееся хозяйство, а его больной желудок.

Отчаянное желание Уела докопаться до истины всякий раз встречает сопротивление. А его невинная реплика «Во мне с детства борется протест против несправедливости, хочу, чтобы везде был порядок» вызывает лишь недоумение: «Ты у врача был?» И внешность его никак не вяжется в сознании людей с образом милиционера, он для них нечто среднее между пионервожатым, натуралистом-ботаником и молодым учителем. Все его благородные порывы напоминают борьбу Дон Кихота с ветряными мельницами.

Но верит, свято верит участковый, что можно помочь людям, щедро дарит им свои визитки, мол: «Вы нам только шепните, мы на помощь придем!»

Постепенно Уел приходит к мысли, что его мечты в справедливое и гармоничное устройство мира - всего лишь утопия. Найдя-таки злосчастное ружье, молодой человек все же не теряет надежды избавить общество от скверны. Уже с оружием в руках он идет усмирять «хозяев жизни» - владельцев коттеджей, от притеснений которых так страдают местные жители. А дальше все как в военном боевике - впереди Уел, будто Гаврош на баррикадах, за ним в касках и с оружием в руках - у кого вилы, у кого лопата - народ. С криками «ура!» бросается отважный участковый в неравный бой. И... выясняется, что владелец коттеджа некто иной, как его непосредственный начальник - подполковник Гимран Гимаевич Гильманов (А.Арсланов). Стоит только догадываться, чем обернется эта «борьба с беззаконием».

Пока проникшиеся сочувствием к Уелу местные жители гадают о его судьбе и собирают ему посылку в места не столь отдаленные, новоявленный герой вдруг приезжает из города с подарком от руководства - новенькой двустволкой, за прекрасно выполненное задание да еще с повышением по службе - Гильманов назначил его своим заместителем. Радость от встречи сменяется разочарованием и недоумением.

С гордостью показывает Уел медали по случаю всевозможных («40-летие отделения милиции», «50-летие района») «значительных» в профессиональной деятельности любого милиционера дат.

Уел готов верой и правдой служить закону. Только какой будет эта служба? Станет ли он таким же «хозяином новой жизни», как его начальник, и пополнит ряды «оборотней» или подтвердит верность изречения «Моя милиция меня бережет»? Драматург, а вместе с ним и театр ставят вопрос именно так.

Смех начинается там, где заканчивается табу. Спектакль соответствует жанру, несмотря на злободневность поставленной проблемы, смешно до слез.

Бесспорно, возможность так открыто говорить о наболевшем не может не радовать, грустно, что приходится над этим смеяться. Но такова жизнь.

Новая постановка театра очень своевременна. Ведь хорошие и честные милиционеры все-таки есть, и их большинство. И то, что премьера спектакля состоялась накануне Дня милиции, также не случайно.