Как я привыкала быть левшой

Лично я встречала за свою жизнь не очень много левшей.

news_top_970_100

В институте со мной в группе учился один такой с классной инженерной графикой. В студенческой баскетбольной команде играл парень с левым хватом мяча, который творил чудеса. А недавно мой внук Камиль удивил нас всех, став в первом классе левшой. 

Этим летом Всевышний решил пополнить мои знания о леворукости на практике. Я очень неудачно упала, сильно ушибла локоть правой руки и довольно чувствительно ударилась головой. Срочно обратилась в травматологию, где сделали соответствующие снимки и констатировали, что переломов и трещин нет, чему я была очень рада. Сделали тугую повязку и подвесили пострадавшую руку, порекомендовав обеспечить руке полный покой и лечение, пока не пройдут опухоль, синяки и боль. Вот так начались мои мытарства. Каждое даже небольшое движение сопровождалось дикой болью в травмированной правой руке. Пришлось пытаться действовать левой: откручивать - закручивать краны, открывать - закрывать крышки, резать ножом и ножницами… В помощь мне шли мои же коленки, зубы (да простит меня стоматолог), всякие шнуры и резинки... Я перебила гору посуды, испортила уйму продуктов за полтора месяца восстановления правой руки. И все зря. В итоге левшой, несмотря на все мучения, я не стала. Поняла лишь - какое это счастье быть здоровым человеком! И то, что природу не обманешь. Выяснилось: стать левшой я смогу только при долгом и упорном труде.

После своих приключений я пригляделась к Камилю как к левше. До учебы в школе особых проблем у него не возникало. Правда, тогда Камиль мог успешно пользоваться обеими руками как настоящий амбидекстр. Например, при рисовании мячика одновременно брал желтый карандаш в левую руку, красный - в правую и обоими карандашами раскрашивал обе половинки мяча. Любой свободной рукой лепил, клеил, ел. Никто его не поправлял - ему было удобно, это всех устраивало. А вот в школе начались трудности. Особенно с прописями. Уклон букв он делал влево, не обращая внимания на вспомогательные линии с правым уклоном. Плохо у него получалось вырезать фигуры из бумаги. Это послужило мне поводом для изучения проблемы.

Набрав в интернете «Обучение леворуких школьников» и посмотрев видеоматериалы педагогов, врачей, родителей, испытала поначалу шок. Оказалось, я совершенно «не в теме». Левши не только все делают левой рукой, но и думают по-своему. В результате я купила тетради, канцелярские принадлежности для леворуких школьников. Сразу появился результат: у внука по учебе все стало проще и лучше. Я пошла дальше, найдя кружок для детей по столярному делу. Там Камиль попробует использовать левой рукой молоток, отвертку, пилу и другие инструменты для обработки древесины. Дело-то ведь важное и нужное.

Побывав во время лечения ушибов на консультации у невролога с 36-летним стажем, заслуженного врача РТ и РФ, руководителя отделения неврологии РКБ Минздрава РТ Марата Хайруллова, не удержалась и спросила:

- Почему у меня, взрослого человека, плохо получилось быть левшой, в то время как мой внук с легкостью управляет обеими руками?

- Леворукость - это не приобретенный навык, а врожденная особенность. Дело совсем не в том, что у человека ведущая рука левая. У левши по-другому устроен склад ума, соответственно, и мышление. Правое полушарие мозга управляет левой стороной нашего тела, а левое - правой. Эти полушария неравноправны, одно из них является доминирующим. Если более активно левое, то человек становится правшой. У левшей доминирует правое полушарие. 

- Очень много левшей среди гениев. Разносторонне талантливый Леонардо да Винчи, физик Альберт Эйнштейн, поэт и писатель Александр Пушкин, балерина Майя Плисецкая, футболист Лионель Месси, теннисист Рафаэль Надаль… Чем это объяснить?

- У левшей больше развивается правое полушарие. Это обеспечивает им высокий творческий потенциал, сильную интуицию, нестандартный подход к решению жизненных и профессиональных задач.

- Но при этом далеко не все леворукие могут похвастаться отличными результатами?

- Такие результаты у любого человека возможны, если для его развития созданы оптимальные условия. У левшей история очень непростая. Помните, как переучивали их в советские времена? Левую руку привязывали, гипсовали, при этом ломая нервную систему и психику детей. И до сих пор есть такие дикие истории. А объяснение этому простое. Даже сегодня, в век высоких технологий, для левшей нет подходящей элементарной техники, оборудования, инструментов, и это нередко заканчивается для них катастрофой. Как ни крути, жизнь на Земле все-таки создана для праворуких.

- Значит, для левшей нужны какие-то особенные условия жизни?

- Их надо принимать такими, какие они есть от природы. Им надо просто помогать, а не мешать. Их не так много среди нас - примерно около 10 - 15% населения земного шара. Конечно, для учебы и работы им необходим подходящий инструмент, оборудование и аппаратура. Сейчас мир наконец повернулся к ним лицом. Во многих странах производятся автомобили, оборудование для леворуких, различные гаджеты, фотоаппараты, музыкальные инструменты, швейные машинки и многое другое. Главное, чтобы вокруг левшей всегда была доброжелательная обстановка. Чтобы они не чувствовали себя изгоями. 

Вот так в моей жизни произошло событие, которое изменило меня, научило быть внимательной к окружающим людям и к себе. Постараюсь помогать любимому внуку Камилю постигать мир, учиться и развиваться с божьим даром - леворукостью. А вдруг из него вырастет гений в науке, спорте или культуре? 

Ясмина РАФИКОВА

news_right_column_240_400