Несмотря на то что аферисты постоянно меняют сценарии обмана, есть фразы, которые их все-таки выдают.
«Оформлена заявка на кредит». Если вы не оставляли заявку, а вам сообщают о предварительно одобренном кредите, то просто кладите трубку. Не продолжайте разговор - иначе, сказав лишнее, вы невольно поможете мошенникам оформить на вас кредит и похитить деньги.
«Сотрудник Центробанка». Настоящие работники Банка России не звонят и не пишут гражданам для совершения каких-либо банковских операций. Так поступают мошенники.
«Специальный» или «безопасный счет». Это распространенная легенда аферистов, которые убеждают людей перевести сбережения на «безопасный счет» якобы для сохранности денег. Помните: «безопасных», «специальных», «резервных», «защищенных» и так далее счетов не существует!
«Вас беспокоит сотрудник безопасности банка». Отличить афериста от настоящего сотрудника банка легко - мошенник будет интересоваться данными вашей карты или кодом из СМС. Можете проверить: он не сможет сообщить вам актуальный остаток по счету.
«Ваши деньги пытаются похитить, зафиксирована подозрительная операция». Да, банки могут приостанавливать операции без участия клиента. Если у банка возникнут сомнения, его представитель может написать клиенту в чате поддержки банка, онлайн-банке или позвонить для подтверждения операции. Но в отличие от мошенника позвонит только с официального номера банка, но не с личного. Настоящий сотрудник банка не попросит совершить какие-либо операции по карте.
«Продиктуйте код из СМС-сообщения». Код из СМС - это аналог собственноручной подписи. Его никогда и никому нельзя сообщать или пересылать.
«Истекает срок действия сим-карты». Даже не сомневайтесь - вы разговариваете с мошенником. У сим-карты мобильного оператора нет ограничения срока действия, она не нуждается в замене по этой причине или в уточнении данных, тем более по телефону. Подтвердить свои данные, например, при смене паспорта, необходимо лично с документом в официальном офисе оператора.
«Идут следственные действия. Помогите поймать преступника». Сотрудники правоохранительных органов не проводят процессуальные действия по телефону, не запрашивают финансовые данные, тем более не предлагают принять участие в поимке мошенников.
Если вы услышали что-либо подобное в телефонном разговоре, положите трубку и перезвоните по номеру, указанному на вашей банковской карте. Не переживайте, что прерванный разговор вам кажется неуважительным поступком. Важно: номер необходимо набрать вручную, главное - не перезванивать на номер входящего звонка! И расскажите о типичных фразах мошенников своим родным и близким, особенно людям старшего возраста.