КАКИЕ ПРИРОДНЫЕ БЕДСТВИЯ УГРОЖАЮТ КАЗАНИ? По шкале уровней опасности Института геоэкологии РАН - максимальные

В одном из своих последних номеров русский Newsweek опубликовал материал «Бомба постоянного действия». В качестве иллюстрации к нему давалась карта суммарных рисков природных бедствий в России Института геоэкологии РАН. На этой карте Казань выделена темным цветом, что по приведенной тут же шкале уровней опасности обозначает максимальный...

news_top_970_100

За комментарием тревожной информации мы обратились к казанским экологам. В Институте экологии природных систем Академии наук Республики Татарстан публикация Newsweek вызвала недоумение. Два года назад они выпустили свою карту предрасположенности территории к проявлению неблагоприятных ситуаций в Татарстане, которая составлена на основе многолетних данных по уже произошедшим чрезвычайным ситуациям  в республике. Никаких серьезных природных бедствий, да еще и с максимальным уровнем опасности, наши специалисты не прогнозируют.
- Ни о каких природных катастрофах в Казани и речи быть не может, - отмечает заведующая лабораторией малых рек, и.о. заместителя директора по науке Института экологии природных систем АН РТ кандидат географических наук Асия Горшкова. - Благодаря географическому положению она  защищена от природных бедствий. Даже если представить себе события из разряда непредвиденных, то город не пострадает, случись у нас даже прорыв Нижнекамской ГЭС. Единственное, что может угрожать Казани, - это обвалы земли в местах, где есть карстовые пещеры. Вот это может произойти неожиданно, как несколько лет назад, когда обвалилась земля на улице Галактионова. Ведь никто не знает, какая под городским асфальтом структура. Карстовые провалы могут быть где угодно.
У нас, к сожалению, отсутствует система единого мониторинга. И ее появление в нынешней экономической ситуации не предвидится. Сейчас каждый стремится продать имеющиеся данные и не намерен ни с кем делиться.  
- Но все же, возвращаясь к публикации в Newsweek, можно ли ей доверять?
- Серьезно относиться к такой карте как к предостережению от природных бедствий, конечно, нельзя. Мы свой регион все-таки знаем лучше. Понятно, что находясь с центре материка, Татарстан не может подвергаться серьезным катаклизмам. У нас не та местность, где ждут землетрясений. Условно республику еще можно было бы занести в карту рисков как зону рискованного земледелия.
Уверена, что если бы анализ проводился по всей России одинаково, одним и тем же методом, результаты были бы другие. Наверняка институт взял данные, которые предоставили ему регионы, и потом просто провел их математическую обработку. Тут явно неправильно заложены диагностические показатели, не обозначены параметры исследования. Неясно, и какого года данные анализировались. Могу предположить, что в Институт геоэкологии РАН попали старые показатели. Дело в том, что до 1999 года МЧС занималось вопросами сейсмологии. В районах юго-востока Татарстана наблюдались толчки, и фиксировались они якобы до 8 баллов. Но изменилась технология закачки воды в подземные слои этих нефтяных разработок, и сила толчков упала на 10 единиц. В 1999 году этот вопрос был окончательно снят. Однако возможно, старые данные каким-то образом повлияли на составление той карты.
- А как выглядит Казань на карте предрасположенности территории к проявлению неблагоприятных ситуаций в Татарстане?
- Она в группе наибольшей частоты встречаемости неблагоприятных ситуаций. Но опять же это не предвещает катастроф, а связано с тем, что город интенсивно развивается. Казань застраивается, но мы не знаем, учитываются ли при этом геологические нормативы. А карстовая прослойка у нас очень сложная. Остается только верить в тщательность экспертиз.
Большая проблема для города - озеленение. Такое чувство, что в Казани этой проблемой занимаются дилетанты. Я была во многих странах мира и знаю, каковы зеленые города. Вообще озеленение - это то, к чему идет весь мир. Та же Америка - очень зеленая. Я была в Атланте на самой высокой смотровой точке, стояла и думала: а где же она, эта цивилизация? Кругом один лес!
Еще нам нужно больше пеших зон. У нас же одна только улица Баумана, но она не спасает положения.
В этой связи хочется сказать, что Казани нужно бояться не природных катаклизмов, а вреда от самой себя. Много выбросов в атмосферу, большая загрязненность снегового покрова, плохая работа ливневых канализаций. Так что опасность - внутри. Развиваясь, необходимо думать о том, что будет потом. Мы же не знаем, во что в конечном итоге выльется бурное развитие городов. Невозможно постоянно использовать ресурсы и ничего не отдавать взамен. Необходимо соблюдать баланс, чтобы не было никаких катастроф.

Беседовала Алсу МУБАРАКШИНА.

news_right_column_240_400