Этим людям для того, чтобы отправиться в путешествие, нет надобности покупать билеты и бронировать места в отелях. Достаточно сесть в свой автодом и повернуть ключ зажигания. 252 таких дома на колесах прибыло в Татарстан, где с 27 июня по 2 июля проходит Всероссийский фестиваль автотуризма «Vanlifefest Симфония 2023».
Не роскошь, а среда обитания
Еще на заре отечественного автопрома водители целых лошадиных табунов под капотами своих машин стали объединяться и проводить автопробеги: убеждать население в технических возможностях автотранспорта и за что-нибудь непременно агитировать. Как тут не вспомнить хрестоматийный призыв О. Бендера ударить автопробегом по бездорожью.
Времена меняются, но тяга к массовым заездам не проходит, пусть и цели меняются. Так люди, переосмыслившие еще один лозунг великого комбинатора «Автомобиль — не роскошь, а среда обитания», решили привлечь внимание к необходимости развивать в Татарстане инфраструктуру автотуризма.
Речь идет о караванерах. От обычных автотуристов их отличает то, что путешествуют они на транспортных средствах, адаптированных для проживания: автодом, прицеп, приспособленный для ночлега, модуль в кузов пикапа, прицеп-палатка.
Именно такие люди и собрались на фестиваль «Vanlifefest Симфония», организаторами которого являются портал автопутешествий L40.fun1, Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Министерство культуры Республики Татарстан и Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Местом проведения наша республика стала не случайно, ее гостеприимство уже оценили многочисленные автотуристы, посещавшие фестиваль Vanlifefest в 2021 и 2022 годах.
Отправной же точкой автофеста стала площадка у Центрального стадиона напротив Кремля. Сюда к полудню 27 июня проследовала кавалькада автодомов и легковушек с различного рода прицепами. Но на торжественную церемонию открытия прибыла лишь часть участников, иначе бы они просто не смогли бы вместится на отведенной для проведения мероприятия площади.
Слово командора
Руководитель автопробега изначально назывался командором. На фестивале его роль выполняет исполнительный директор Андрей Горностаев. В футболке с адресом сайта автопутешествий на груди он чем-то похож на футбольного арбитра. Вкупе с голосом, в котором звучит металл командирских ноток, это помогает ему организовывать праздных и свободолюбивых в своей сущности караванеров в некое подобие строя.
От имени оргкомитета фестиваля приветствую вас! Благодарим за то, что несмотря на время – начало недели, вы приехали на наш фестиваль. Уверены, вам не придется пожалеть об этом решении. Программа насыщенная: сегодня откроется кемпинг международного уровня «Осиново» на окраине Казани у трассы М-7, главной локацией станет зеленая площадка в Елабуге, где рядом лес и речка, а напротив купола церквей, плюс все необходимые бытовые услуги. А еще насыщенная культурная, в том числе и музыкальная программа, экскурсия на завод «Камаз».
От этих слов, звучащих на прокаленной солнцем асфальтной площадке, захотелось непременно самому стать караванером.
Дело не только частное
Приветствовала собравшихся и Анастасия Софьина, зампредседателя Госкомитета по туризму РТ.
Третий раз проходит это фестиваль, и нам почетно принимать гостей не только из разных регионов России, но и из-за рубежа. Надеюсь, видимся с вами не в последний раз, и фестивали еще будут. Президентом страны Владимиром Путиным дано поручение по развитию автотуризма.
Сейчас Минэкономразвития разрабатывает комплекс мер по поддержке этого направления, будет развиваться инфраструктура, что сделает в недалеком будущем путешествия по стране намного комфортнее, удобнее и безопаснее.
Осознать происходящее на более высоком уровне позволило и общение, уже после официальной части, с членом экспертного совета комитета Государственной Думы Российской Федерации по развитию автотуризма Андреем Артюховым.
В беседе с корреспондентом «КВ» он отметил, что необходимо продолжать работу и дальше по развитию автомобильного туризма.
Это будет структура с современными кемпингами не только для караванеров, но и для всех автотуристов, которые путешествуют с палаткой в багажнике. Сейчас в России тех, кто ищет именно сезонные кемпинги более 20 миллионов, поэтому большая нехватка и большой спрос на подобные вид отдыха на природе. Татарстан в этом плане весьма перспективен. В ближайшие годы мы с республиканским Госкомитетом по туризму продолжим увеличение подобных площадок, чтобы они соответствовали европейском уровне были комфортные для всех, – сказал один из самых авторитетных людей в этой сфере.
Так же он отметил, что по развитию инфраструктуры автотуризма регионы Поволжья находятся примерно на одном уровне, в лидерах Краснодарский край – из-за близости к морю, потом Ленинградская и Новгородская области. Есть на кого равняться. Кстати, в областях центральной России имеется примерно по десять-пятнадцать кемпингов. Татарстан пока в этом плане отстает, но и гнаться за цифрами не стоит. Нужен системный подход с ориентацией на туристические потоки и интересы бизнеса.
252 экипажа: взрослых более 570 и 240 детей
Политику положено быть осторожным в оценках. Но, как ни крути, а выходило, что и этому фестивальному автопробегу есть по чему «ударить». И есть кому – на фесте зарегистрировалось 252 экипажа: взрослых более 570 и 240 детей.
Что не хватает республиканскому автотуризму? – спрашиваю Андрея Горностаева.
Главное – отсутствие развитой инфраструктуры для приема автотуристов, – отвечает командор и продолжает. – На месте, конечно, не стоим. Вот сегодня открываем кемпинг на 25 мест. Его отличие в том, что на территории есть кемпинговые домики. Автотуризм это ведь не только путешествие на автодомах, многие из которых сродни малогабаритным квартирам. Но и на обычных легковушках.
За последние три года количество владельцев транспортных средств типа «автодом», я имею ввиду – фургоны, прицепы, жилые модули, выросло значительно. Их сейчас насчитывается порядка 25 тысяч по России, а еще три-четыре года назад было в районе 5 тысяч. И есть все предпосылки к дальнейшему росту, в первую очередь из-за развития внутреннего туризма, что связано с санкциями и ограничениями на выезд в Европу.
В Татарстане же, получается, сейчас только три автокемпинга с набором услуг, необходимых для приема автодомов. Каждый на 25 мест. Немного с учетом потребностей. Опять же разрабатывается федеральная программа поддержки, ну и предприниматели начинают шевелится, предлагать свои услуги. Через год-два должны появится кемпинги в районе Азнакаево, Болгар, Чистополе, Алексеевском…
Исполнительному директору вторит и его помощник Сергей Гришин из Москва:
«Vanlifefest Симфония 2023», конечно, так или иначе поднимает вопрос развития автотуризма, в том числе и за счет широкой географии его участников. Стараемся максимально широко доводить информацию о мероприятиях, рассказывать, есть даже сайт с расписанием это и подобных фестивалей. Ближайший фест через месяц в Ульяновской области, к его проведению имеет прямое отношение Андрей Горностаев.
Что ж, приятно, что, по крайней мере, и в прилегающих регионах Казань среди караванеров если и не рулит, то подругливает.
Три «ноты» за 80 тысяч евро
Пора познакомиться и с самими караванерами, и заглянуть внутрь их автодомов. Вот женщина любовно натирает прицеп ярко красного цвета, чем-то напоминающий по форме легендарный Volkswagen Käfer – «жук». Хозяева – Марина и Андрей из Ростова-на-Дону. Караванинг для них не только увлечение, но и бизнес.
Семейная пара сдает прицепы в аренду тем, кто едет на море. Не смотря на кажущуюся миниатюрность «жук» и реально небольшие габариты – 200 на 140 сантиметров, он способен вместить на ночлег двоих взрослых и двоих детей, есть телевизор, розетки для зарядки гаджетов.
Мельком заглянув внутрь прицепа, его обозначенную вместимость ставишь под сомнение, но, когда трансформер спальных мест раскладывают, все встает на своим места. Принцип этого сегмента – в тесноте, да не в обиде. В принципе, он применим ко всем «караванам», только в разной степени.
Неподалеку припаркован фургон «Матрешка», как ее тут называют, очевидно, за веселую расцветку, Андрея Артюхова. Лидер российского караванинга говорит, что проехал на ней уже 380 тысяч километров. А раскрасил свой автодом еще до пандемии, когда был большой спрос на поездки иностранцев по России, и он занимался их организацией. Сейчас есть запросы от караванеров из Турции и Китая, так что соответственно потребуется и инфраструктура – дополнительные кемпинги и стоянки.
Турок Мустафа, возможно, одна из первых ласточек предстоящего процесса. Правда, на своем автофургоне в Казань он добрался из Голландии.
На конкурсе самого антуражного экипажа фестиваля, проводись такой, одним из главных претендентов на победу явно стал бы экипаж «До-ми-соль… К.А.» из Омска. Супруги Андрей и Анна Климовы уже второй раз приезжают в Татарстан на «Vanlifefest Симфония». Но в этом году решили соответствовать музыкальному формату мероприятия.
«До-ми-соль… К.А» придумали за минуту: три ноты до-ми-соль плюс наши инициалы, – рассказывает глава семьи. – Жена трафарет быстро организовала и в путь тронулись уже с названием на борту.
Экипаж, действительно музыкальный. Андрей по образованию дирижер ансамбля народных инструментов, так что аккордеон не только нарисован на кузове, но и есть среди багажа, а еще и гитара. Автодом сибиряков много чего вмещает и действительно напоминает малогабаритную квартиру – рассчитан на четырех взрослых и двух детей, холодильник, телевизор, обеденная зона.
Он полностью автономен, электроснабжение обеспечивают газ, дизель и солнечные батареи. Четырехгодовалый автомобиль купили в этом году и окружными путями доставили его из Германии, покупка обошлась 80 тысяч евро.
Подумалось, что все-таки Бендер отчасти был не прав на счет того, что автомобиль — не роскошь. Хотя, здесь, как показалось, это не цель и даже не средство. Во главу угла ставится нечто непостижимое для человека, не с первого раза выговаривающего слово караванинг.
Вместо P.S.
Картинка и деловая суть вопроса настолько увлеки, что на задворках внимания оказалась философия караванеров. А она, определенно, должна просовывать в любом массовом явлении. Что, кроме желания переместиться из точки А в точку Б, движет автотуристов, рассказал казанец Дмитрий.
Он прибыл на церемонии открытия на обычном автомобиле, свой «караван» оставил дома, так как знал, что с местом для парковки в центре города будет проблема – на всех желающих не хватит.
Понимаете, «караван», это как огромный чемодан, который всегда под рукой. Взял его и поехал, когда и куда угодно, и всегда есть место, где остановится, и на своих простынях. Но дело не только в этом. Путешествуя, к примеру, на поезде вы зависите от многих факторов, и там нет такого единения команды – каждый по своим местам. Опять же нет возможности остановится в понравившемся месте, осмотреть достопримечательности.
Все это только по прибытию на станцию назначения. А здесь отдых начинается, как только повернули ключ зажигания… Ну ладно, пусть не сразу, а как отъехали от дома километров на сто, но тоже хорошо. Одному сюда надо, другому туда, третьему еще куда-то. Начинаете принимать устраивающие всех решения, и это такой элемент сплачивания семьи. Знаю, о чем говорю, уже 10 лет караваним, два автодома сменил, теперь не третьем путешествуем, – поделился своим мироощущением караванера мужчина, не пожелавший назвать свою фамилию.
Практически все, с кем приходилось общаться в этот день, отмечали необходимость развития инфраструктуру автотуризма, и что в этом деле без поддержки властей не обойтись. Конечно, на это указывает и опыт.
Вошла бы Казань в число российских городов-лидеров по числу принимаемых туристов, а также по разнообразию предлагаемого продукта, без господдержки? Вряд ли. По итогам прошлого года столица Татарстана стала шестой, уступив только Москве, Санкт-Петербургу, Московской области, Краснодарскому краю и Крыму. А если бы рейтинг проводился в сфере автотуризма, на какой бы позиции республика оказалась? Неизвестно, но определенно, гордится бы было не чем.
Но раз вопрос ставится на повестку, значит, и изменения ситуации не заставят ждать. Так, глядишь, и станет Казань столицей российских караванеров. А что, стала же и третей, и гастрономической, без, казалось бы, весомых по началу оснований.