Карен ШАХНАЗАРОВ: Кино - это идеология, в СССР это понимали

Сегодня вечером состоится торжественная церемония закрытия IX Казанского международного фестиваля мусульманского кино. На встрече с журналистами, состоявшейся в ИА «Татар-информ», своими впечатлениями о кинофоруме поделился режиссер, сценарист, продюсер, гендиректор киноконцерна «Мосфильм», председатель жюри фестиваля Карен ШАХНАЗАРОВ:

news_top_970_100
- Впечатления самые положительные. А церемония открытия лучшая из тех, что я увидел за несколько последних лет в России. Говорю абсолютно точно. Открытие - важный момент, оно задает настроение всему фестивалю. Здесь удалось создать атмосферу праздника. И программа очень интересная. Есть хорошие работы во всех секциях: документальное кино, короткометражное, игровое. Казань - очень хорошее место, здесь есть уникальное сочетание ислама и православия. Но чтобы фестиваль еще громче заявил о себе, нужно вкладывать большие средства в пиар: приглашать звезд, иностранную прессу, оплачивать для них билеты, гостиницу... Чем шире фестиваль будет известен, тем больше мастеров мирового класса захотят сюда приехать.

- Всех волнует вопрос: каковы перспективы российского кино?
- Перспективы... Они прекрасны. Если разобраться, то российская кинематография не самая худшая. Есть Голливуд, но его никто не сможет одолеть. Это проблема общая. Надо понимать, что Голливуд - это отдельная история, за которой стоят огромные финансы. Бюджет всего российского кинематографа - примерно 120 миллионов долларов. Это бюджет одного не самого большого голливудского блокбастера. Но если сравнивать российское кино с другими кинематографиями, то картина не такая мрачная, как у нас принято рисовать. Надо просто реально смотреть на вещи. Большое достижение, что после развала СССР у нас возрождена киноиндустрия. Она была разрушена так, как никакая другая. До нуля. В 1990-е годы ее просто не было. А сейчас она современная, мощная. Другой разговор, что хороших картин мало. Но их всегда было меньше, чем средних и слабых. - Как можно защититься от этого засилья Голливуда?- В разных странах проблема решается по-разному. В Китае по-простому: там по закону в прокат можно выпускать только двадцать иностранных фильмов в год. И все, никаких разговоров. В Индии рынок тоже практически закрыт для иностранных фильмов.Французы, например, поступили более изощренно. Они запретили рекламу кино на телевидении. Эта акция вроде бы касается всех фильмов, но она работает в пользу французов, потому что у французских компаний все равно нет таких денег, чтобы платить за рекламу. И получается, что этот закон ставит заслон в первую очередь американскому кино. Вот таким хитроумным способом французы поддерживают свое кино.

- А почему у нас это сделать не удается?
- Сейчас ситуация такая: чтобы выйти в широкий прокат, нужно не менее миллиона долларов потратить на рекламу. Откуда у российского производителя такие деньги? А американцы приходят на наш рынок с пакетом в сто картин. Плюс к этому они платят за рекламу, за печать копий, и кинопрокатчикам ничего делать не надо, только прибыль подсчитывать.

- Возникает вопрос: зачем американцы тратят такие деньги на продвижение своего кино?

- Кино - это идеология. А идеологию никто не отменял. Во времена СССР это понимали. У нас было Госкино, которое решало все вопросы: съемок, проката, продвижения наших картин за рубежом, поддержки кинематографистов... Я считаю, что нам надо вернуться к той системе организации кинопроизводства, конечно, усовершенствовав ее. - Карен Георгиевич, как вы относитесь к ремейкам известных фильмов, которых сейчас появляется все больше и больше?- Это происходит от дефицита творческих идей. Ремейков снимают много во всем мире. С другой стороны, к съемкам ремейков подталкивает телевидение - сейчас работают тысячи телеканалов, которые вещают круглые сутки. Они должны постоянно что-то показывать, им постоянно нужна новая продукция. Придумывать что-то новое, оригинальное и при этом качественное в такой гонке не хватает ни времени, ни желания. Проще снять ремейк того, что когда-то пользовалось популярностью. Сражаться с этим явлением бессмысленно. И запретить невозможно, потому что каналы сами находят на эти проекты деньги, сами снимают.

news_right_column_240_400