Карен Шахназаров: Сожалеть о прошлом - самое бессмысленное занятие

Известный режиссер, сценарист, продюсер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», народный артист России Карен Шахназаров возглавит жюри Казанского международного фестиваля мусульманского кино.

news_top_970_100
Это стало известно на встрече режиссера с Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым. Но основным поводом визита Карена Шахназарова в Казань стала презентация его нового фильма. А перед презентацией в Министерстве культуры РТ Карен Георгиевич пообщался с журналистами. 
- Я был в Казани всего один раз - в начале 90-х годов. Помню, что город произвел на меня очень сильное впечатление. И то, что увидел сегодня, мне тоже очень понравилось. Говорю это не для того, чтобы сделать дежурный комплимент. Очень своеобразный, интересный, красивый город, - поделился впечатлениями Карен Георгиевич.
- Надо ли развивать национальное художественное игровое кино в регионах и как это сделать?
- Моя позиция - развивать кино в регионах обязательно надо. Но для этого нужны национальные кадры. Кино - это в первую очередь личность, поэтому надо воспитывать своих режиссеров, операторов, сценаристов. В Советском Союзе во ВГИКе были национальные курсы, где учились талантливые ребята из национальных республик. Это давало очень хорошие плоды, и такую систему подготовки кадров надо возрождать.А вот новых студий строить, конечно, не имеет смысла. Современное кино совершенно в них не нуждается. Сегодня большие студии во всем мире переживают жесточайший кризис. Дело в том, что эти студии были заточены на пленочное производство: это лаборатории, большие павильоны, мощное световое оборудование. Все это сегодня умирает, потому что появилась цифровая техника. 
- Сейчас очень возрос интерес к старым советским фильмам. Как вы считаете, в чем секрет их популярности?
- Все объясняется просто - советское кино на голову выше российского. В 70-е годы, когда я пришел на «Мосфильм», там работали Шукшин, Бондарчук, Шепитько, Климов, молодые Рязанов, Данелия. Перечислить столько имен режиссеров такого класса и уровня, работающих в нашем кино сегодня, я не могу.
К тому же советское кино было по-настоящему рыночным. А российское кино совсем не рыночное. Парадоксально, но это действительно так. Система советского кино была организована по принципу Голливуда - от приема сценария, подбора актеров до организации всего процесса съемок, всей системы экономики кинопроизводства, системы оплаты труда. И снимали тогда примерно по 300 картин в год. Сейчас снимают намного меньше, например, в прошлом году было сделано всего 66 фильмов. 
- Сейчас многие говорят, что российское кино могут спасти изменения в системе проката...
- Прокат - вопрос очень сложный. Российского кино в прокате мало, но его столько, сколько снимают. Надо понимать, что из 5 - 6 снятых картин только одна выходит в прокат, а остальные идут на телевидение или распространяются на DVD. И это обычная мировая практика. И в Голливуде происходит точно так же. Если вы производите 66 картин в год, то из них в лучшем случае на экран выйдут 12 - 15. Это очень мало. Поэтому кинотеатры крутят фильмы иностранного производства.
- У вас есть ностальгия по советским временам?
- «Ностальгия», наверное, неправильное слово. Что такое ностальгия? Сожаление. Я не сожалею о прошлом. У меня прагматичный характер, и я понимаю, что самое бессмысленное занятие - сожалеть о прошлом. Прошлое было, и его не изменишь, сожалей не сожалей. Другое дело, я с огромным уважением отношусь к советскому периоду.

news_right_column_240_400