Редакция «КВ» запускает новый спецпроект вместе с авторами Telegram-канала «Казан Урбанчы». Его создатели будут вести эксклюзивную колонку для нашего сайта. В первом выпуске они расскажут о такой проблеме, как остановочные карманы, которые создают большое количество хлопот для автомобилистов и еще большее - для пассажиров общественного транспорта.
«Карман» — непременный атрибут автобусной остановки?
Сегодня мы хотим поговорить об одной проблеме, которую большинство жителей Казани не замечает, а просто воспринимает как данность, дескать, а бывает как-то иначе? Это карманы на автобусных остановках.
Размещать посадочные площадки автобусов в карманах придумали для того, чтобы осуществляющие посадку-высадку транспортные средства не создавали помех остальному транспорту, движущемся по улице. И это решение, действительно, оправдано в условиях улиц шириной в 1-2 полосы.
В какой-то момент кто-то, видимо, решил, что карманы являются непременным атрибутом автобусной остановки, и данное решение стало активно тиражироваться на улицах пошире, вплоть до 12-полосных магистралей с автобусными полосами.
Заездные карманы слишком малы для казанских автобусов
И тут возникает логичный вопрос: а зачем нужны карманы на улицах, на которых есть выделенная полоса для маршрутных транспортных средств? Помеху кому создал бы автобус, остановись он на самой полосе?
Но самое интересное в том, что карманы в таких местах не только не приносят пользы, но и создают проблемы пассажирам автобусов и движению в принципе.
Перечислим основные:
1. Заезд в карман требует от водителя автобуса дополнительных маневров, поэтому они зачастую останавливаются, не заезжая в карман — зачем совершать лишние действия, если и так нормально? Длина стандартной посадочной площадки у нас почему-то принята в ~15 метров, а длина большого автобуса — 12, поэтому маневрировать им в таких карманах довольно затруднительно. Также это требует дополнительных затрат времени, что в условиях загруженности улиц замедляет скорость движения общественного транспорта.
«Карман» — излюбленное место таксистов
2. Зато эти карманы пользуются большим спросом у автомобилистов, преимущественно водителей такси. Ведь в них можно удобно и не мешая потоку, подождать заказ или клиента. Думаем, что каждый сталкивался с запаркованными таксистами карманами. Особенно данная проблема актуальна вблизи крупных пересадочных узлов и станций метро — на площади Тукая, у Московского рынка, метро Проспект Победы и т.д. Как бороться с этим — совершенно непонятно. Как показывает практика, очистить карманы от таксистов удается только при постоянном дежурстве сотрудников ГИБДД.
Сезонные проблемы заездных карманов
3. Зимой во время снегопадов снегоуборочная техника доезжает до карманов далеко не в первую очередь, и люди в попытке попасть в автобус застревают в снежной каше.
В попытке заехать в карман троллейбусы обрывают контактные сети
4. В случае, если по улице ездят ещё и троллейбусы, габарит кармана не всегда позволяет адекватно изогнуть контактные сети, чтобы позволить троллейбусу полностью заехать в карман без отрыва от сети.
Все это приводит к ухудшению доступности общественного транспорта для маломобильных граждан: инвалидов, родителей с колясками, пожилых, так как автобус не подъезжает вплотную к поребрику, и им приходится садиться с уровня дороги, пробираться сквозь ряды машин и/или снежную кашу.
В Казани строят улицы с нарушением требований ГОСТ
А что нормативы? У нас часто любят ссылаться на то, что карманы якобы обязывает делать ГОСТ. Но это не так, самое смешное во всей этой ситуации, что пункт 5.3.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на дорогах при уровне загрузки не более 0,6 (этот показатель в городе практически недостижим) с числом полос движения в одном направлении больше двух прямо предписывает размещать автобусные остановки в габаритах проезжей части (то есть без кармана).
Остановки в кармане нужно размещать только на улицах с двумя полосами движения и меньше, а также на остановках у надземных и подземных пешеходных переходов, да и то если нет автобусной полосы.
О чем это говорит? О том, что специалисты уже давно написали нормативные акты с опорой на здравый смысл, а в Казани строят улицы с явным нарушением требований ГОСТ. Норматив введен в действие еще в 2008 году, а внесенные в 2020 году изменения не затрагивают требование размещать остановки в габаритах дороги, то есть этот пункт был и раньше. Тем не менее, карманы есть почти на всех широких дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, построенных и реконструированных с 2010 года — проспекте Ямашева, улице Декабристов, улице Татарстан и т.д.
Как урбанисты предлагают решать «карманную» проблему города?
А что делать? Мы хотели бы предложить временные решения — разместить в некоторых карманах деревянные настилы, повторяющие габарит дороги в случае, если бы кармана не существовало. Это поможет проанализировать, насколько изменяется при этом пропускная способность улицы. Мы практически уверены в том, что ликвидация карманов никак не повлияет на заторовые ситуации, но при этом значительно улучшит доступность транспорта для маломобильных граждан.
Есть еще и другой вопрос: а куда девать таксистов? Вообще, в точках притяжения было бы неплохо организовать специальные парковки для стоянки такси. В районе «Кольца» это могла бы стать площадь под памятником Вахитову или правые полосы улицы Университетской, где трафик очень небольшой, у метро Проспект Победы можно выделить места на боковых проездах.
Наш город может стать намного добрее к людям, если подходить к его проектированию вдумчивее.