«Карманы», создающие проблемы: как посадочные площадки для автобусов усложняют жизнь казанцев
news_header_top_970_100

«Карманы», создающие проблемы: как посадочные площадки для автобусов усложняют жизнь казанцев

Что делать с автобусными остановками, которые портят жизнь пассажирам и автомобилистам города.

Редакция «КВ» запускает новый спецпроект вместе с авторами Telegram-канала «Казан Урбанчы». Его создатели будут вести эксклюзивную колонку для нашего сайта. В первом выпуске они расскажут о такой проблеме, как остановочные карманы, которые создают большое количество хлопот для автомобилистов и еще большее -  для пассажиров общественного транспорта.

«Карман» — непременный атрибут автобусной остановки?


Сегодня мы хотим поговорить об одной проблеме, которую большинство жителей Казани не замечает, а просто воспринимает как данность, дескать, а бывает как-то иначе? Это карманы на автобусных остановках.
Размещать посадочные площадки автобусов в карманах придумали для того, чтобы осуществляющие посадку-высадку транспортные средства не создавали помех остальному транспорту, движущемся по улице. И это решение, действительно, оправдано в условиях улиц шириной в 1-2 полосы.

В какой-то момент кто-то, видимо, решил, что карманы являются непременным атрибутом автобусной остановки, и данное решение стало активно тиражироваться на улицах пошире, вплоть до 12-полосных магистралей с автобусными полосами. 


Заездные карманы слишком малы для казанских автобусов


И тут возникает логичный вопрос: а зачем нужны карманы на улицах, на которых есть выделенная полоса для маршрутных транспортных средств? Помеху кому создал бы автобус, остановись он на самой полосе?

Но самое интересное в том, что карманы в таких местах не только не приносят пользы, но и создают проблемы пассажирам автобусов и движению в принципе.

Перечислим основные:

1. Заезд в карман требует от водителя автобуса дополнительных маневров, поэтому они зачастую останавливаются, не заезжая в карман — зачем совершать лишние действия, если и так нормально? Длина стандартной посадочной площадки у нас почему-то принята в ~15 метров, а длина большого автобуса — 12, поэтому маневрировать им в таких карманах довольно затруднительно. Также это требует дополнительных затрат времени, что в условиях загруженности улиц замедляет скорость движения общественного транспорта.

Троллейбус не заехал в карман на улице Сахарова, хотя провода ему вполне позволяют это сделать

Или вот улица Братьев Батталовых. Пусть на ней и по 2 полосы в каждую сторону, однако трафик небольшой

«Карман» — излюбленное место таксистов

2. Зато эти карманы пользуются большим спросом у автомобилистов, преимущественно водителей такси. Ведь в них можно удобно и не мешая потоку, подождать заказ или клиента. Думаем, что каждый сталкивался с запаркованными таксистами карманами. Особенно данная проблема актуальна вблизи крупных пересадочных узлов и станций метро — на площади Тукая, у Московского рынка, метро Проспект Победы и т.д. Как бороться с этим — совершенно непонятно. Как показывает практика, очистить карманы от таксистов удается только при постоянном дежурстве сотрудников ГИБДД.

Остановка на Кольце всегда заставлена автомобилями такси, из-за чего автобусы останавливаются вторым рядом


Сезонные проблемы заездных карманов 

3. Зимой во время снегопадов снегоуборочная техника доезжает до карманов далеко не в первую очередь, и люди в попытке попасть в автобус застревают в снежной каше.

Снежная каша мешает посадке


В попытке заехать в карман троллейбусы обрывают контактные сети 


4. В случае, если по улице ездят ещё и троллейбусы, габарит кармана не всегда позволяет адекватно изогнуть контактные сети, чтобы позволить троллейбусу полностью заехать в карман без отрыва от сети.

Все это приводит к ухудшению доступности общественного транспорта для маломобильных граждан: инвалидов, родителей с колясками, пожилых, так как автобус не подъезжает вплотную к поребрику, и им приходится садиться с уровня дороги, пробираться сквозь ряды машин и/или снежную кашу.

Остановка «Деревня Универсиады». Троллейбусы не могут заехать в карман из-за далеко висящей контактной сети


В Казани строят улицы с нарушением требований ГОСТ


А что нормативы? У нас часто любят ссылаться на то, что карманы якобы обязывает делать ГОСТ. Но это не так, самое смешное во всей этой ситуации, что пункт 5.3.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на дорогах при уровне загрузки не более 0,6 (этот показатель в городе практически недостижим) с числом полос движения в одном направлении больше двух прямо предписывает размещать автобусные остановки в габаритах проезжей части (то есть без кармана). 

Остановки в кармане нужно размещать только на улицах с двумя полосами движения и меньше, а также на остановках у надземных и подземных пешеходных переходов, да и то если нет автобусной полосы.

О чем это говорит? О том, что специалисты уже давно написали нормативные акты с опорой на здравый смысл, а в Казани строят улицы с явным нарушением требований ГОСТ. Норматив введен в действие еще в 2008 году, а внесенные в 2020 году изменения не затрагивают требование размещать остановки в габаритах дороги, то есть этот пункт был и раньше. Тем не менее, карманы есть почти на всех широких дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, построенных и реконструированных с 2010 года — проспекте Ямашева, улице Декабристов, улице Татарстан и т.д.


Как урбанисты предлагают решать «карманную» проблему города?


А что делать? Мы хотели бы предложить временные решения — разместить в некоторых карманах деревянные настилы, повторяющие габарит дороги в случае, если бы кармана не существовало. Это поможет проанализировать, насколько изменяется при этом пропускная способность улицы. Мы практически уверены в том, что ликвидация карманов никак не повлияет на заторовые ситуации, но при этом значительно улучшит доступность транспорта для маломобильных граждан.

Есть еще и другой вопрос: а куда девать таксистов? Вообще, в точках притяжения было бы неплохо организовать специальные парковки для стоянки такси. В районе «Кольца» это могла бы стать площадь под памятником Вахитову или правые полосы улицы Университетской, где трафик очень небольшой, у метро Проспект Победы можно выделить места на боковых проездах.


Наш город может стать намного добрее к людям, если подходить к его проектированию вдумчивее.