Татарская улица в Рязанской губернии. Эти дома представляли собой шедевры деревянного зодчества. Особенно хороши были белые наличники на окнах, воздушно-ажурные, со сказочными узорами. Второй приятной неожиданностью было то, что эта улица называлась Татарской. Кругом чистота и порядок! Нам показалось, что мы попали в уникальные татарские деревни Балтасинского, Арского или Сабинского районов. Но чем ближе подъезжали к центру Касимова, тем больше преображался город. Старинные каменные жилые и исторические постройки, мечети и православные храмы...
Чувствовалось, что местные власти сумели максимально сохранить старые и исторические постройки. (В Казани бы так заботились об исторических памятниках, вздохнули мы.) Мы словно вернулись на несколько веков назад. В историю, тесно связанную с Казанью. И несмотря на усталость от дороги, поспешили в местный музей этнографии касимовских татар, расположенный в бывшей ханской мечети.
Историческая справка. После завоевания в 1552 году Казани Иваном Грозным последнюю правительницу Казанского ханства царицу Сююмбике сослали в город Касимов, где она скончалась через несколько лет.
Экскурс в века. Перед нами предстал великолепный вид на башню-минарет из отесанных белых камней, почти как в нашем Болгаре. Нас радушно встретила и с большим интересом рассказала о городе завмузеем этнографии Татьяна Пронина.
По ее словам, Касимов - один из древних российских городов. Основан в 1152 году князем суздальским Юрием Долгоруким как опорный пункт для защиты юго-восточных границ своего княжества. Свое название город получил по имени живущего здесь финно-угорского племени мещера - Городец-Мещерский. В конце 14-го века город был уничтожен монголо-татарами и восстановлен выше по течению реки Оки. Там, где он сейчас находится. В середине 15-го века великий князь московский Василий пожаловал город казанскому царевичу Касиму, сыну хана Улуг-Мухаммада. Так образовалось удельное Касимовское ханство. Оно находилось в прямой зависимости от великого князя и простиралось на 200 верст вокруг Городца-Мещерского.
После смерти Касима его сын Данияр назвал город в честь своего отца - Городом Касима (впоследствии просто Касимов). Касимовское ханство почти не отличалось от других татарских ханств. Во главе его находился хан (царь) или султан (царевич). Но им мог быть только мусульманин. Татарская знать (беки, мурзы) составляла окружение правителя. Хан имел войско, в основном из татар. Религией татарского населения Касимовского ханства был ислам. Глава мусульманского духовенства избирался из числа сеитов, считавшихся потомками пророка Мухаммада. В подчинении у сеита находился полк служилых татар. В городе уделом касимовских царей был Старый Посад и Татарская слобода. Последняя представляла собой деревянную крепость с каменным двором правителя, мечетью, минаретом, дворами придворных, ремесленников, служивых мурз.
Параллельно здесь существовал и русский городок, управлявшийся воеводой. 229 лет просуществовало Касимовское ханство. За эти годы на его троне побывало 14 правителей. Некоторые из них оставили заметный след в истории Российского государства. Например, с именем Шах-Али-хана (1505 - 1567 гг.), происходившего из рода сарайского хана Тимур-Кутлуга, связано падение Казани. Он участвовал в походе Ивана Грозного на Казань. В то время жители Казани предложили политический компромисс. В качестве правителя, ставленника Москвы, они согласились принять касимовского хана Шах-Али. Но с условием, что тот женится на их царице Сююмбике. Но это не входило в планы самой царицы, стремившейся сохранить казанский престол для своего маленького сына Утямыш-Гирея.
История непокорной царицы. Экскурсовод напомнила нам историю царицы. В 1535 году Сююмбике, дочь ногайского мурзы Юсуфа, стала в Казани женой младшего брата Шах-Али Джан-Али, который по соглашению с горожанами правил в их городе.
- Вообще-то казанскую царицу звали Сююн, а Сююмбике - «любимой госпожой» - ее прозвал народ за то, что она пыталась вникнуть во все тяготы жизни. И по возможности ослабить их, - рассказывала Татьяна Алексеевна. - Сююн выросла в ногайской степи на просторе и воле. Но в те годы у казанских ханов появилась мода искать жен в степях у знатных мурз и беков. Так она попала в Казань и стала женой местного хана. Однако вскоре вельможи убили ее мужа Джан-Али ночью в его спальне. А казанский престол занял крымский хан Сафа-Гирей.
Как предполагают историки, все это произошло не без ведома и участия царицы. Ведь затем она стала любимой супругой Сафа-Гирея и родила ему долгожданного наследника. А после смерти хана оказалась полновластной правительницей Казани. Однако правила Сююмбике недолго, всего два года. При своем трехлетнем сыне Утямыше была регентшей. Успела провести некоторые реформы, например освободила крестьян, мелких ремесленников и торговцев от удушающих налогов.
По преданию, Сююмбике пыталась избавиться от нежеланного жениха Шах-Али. Во время приготовления к свадебным торжествам она согласно обычаю отправила жениху подарки: приготовленное самой кушанье и расшитую шелками одежду. Но Шах-Али был осторожен. Угощение царицы сначала предложил собаке, а роскошную одежду велел надеть на приговоренного к смерти раба. Собака и раб тут же погибли в страшных мучениях на глазах господина: и еда, и одежда оказались пропитанными сильнодействующим ядом. После этого по требованию Москвы казанцы против ее воли выдали строптивую царицу русским воеводам. «И хотела царица убить себя, но не смогла, ибо крепко берег ее блюститель».
После того как Иван Грозный в 1552 году взял Казань, решилась и судьба Сююмбике (ни с какой башни она не прыгала!). В это время она жила при царском дворце в Москве. Упорно отказывалась принять христианство и надеялась на помощь своего отца Юсуфа, который вел с царем переговоры, прося вернуть ему дочь. Однако Иван Грозный приказал Шах-Али взять в жены непокорную царицу. Тот и увез ее в город Касимов, хотя «не любил ее, несмотря на ее красоту, и жила она у него запертая, в отдельной и несветлой комнате, словно в темнице, и не сходился он с нею спать…» Ее малолетнего сына царь оставил при дворе, дав ему имя Александр. Велел обучить русскому языку и русским обычаям. Но в 17 лет росший сиротой царевич умер.
Тайна могильной плиты.
- Посмотрите в окно, - попросила Татьяна Алексеевна, указав на гробницу Шах-Али, которая располагалась к юго-западу от мечети, где мы находились.
Вдали среди деревьев, запорошенное снегом, виднелось небольшое по нынешним временам строение-гробница (текие). Гробница представляла собой каменное строение в форме небольшого прямоугольника. Над дверью, которая ведет в усыпальницу, вмазана каменная доска с надписью на арабском языке. Исследователь Вельяминов-Зернов, изучавший в 19-м веке надписи на остатках надгробий мавзолея, установил, что в нем захоронены сам Шах-Али, его любимая жена Булак-Шад и шесть родственников. Девятая же могильная плита оказалась безымянной… Может, она случайно попала в мавзолей?
Экскурсовод несколько минут молчала. А потом загадочно продолжила в напряженной тишине:
- Существует предание, будто хан, похоронив не выдержавшую домашнего заточения Сююмбике, не велел писать на надгробии ее имени, чтобы оно окончательно стерлось из памяти потомков...
Кстати. Насчет того, где и когда умерла Сююмбике, существуют разные версии. Профессор Урманчеев систематизировал их и пришел к выводу, что наиболее вероятной датой смерти царицы был 1557 год. Пленнице тогда было 38 лет. И возможно, она действительно захоронена в мавзолее Шах-Али в Касимове под безымянным камнем.
С волнением слушавшие рассказ нашего гида, мы переглянулись. Значит, это место захоронения нашей легендарной царицы? И хотя на той плите нет ее имени, казанцы и жители республики помнят и будут помнить свою Сююмбике. Вот что главное!..
Древний город Касимов мы покидали с грустью и надеждой побывать здесь еще раз. В снежной мгле скрылось место последнего пристанища легендарной казанской царицы.
Впереди нас ждала нелегкая дорога домой и к башне нашей непокорной Сююмбике.
Только факты. Население Касимова - 33494 человека. Около тысячи из них татары. Язык касимовских татар на слух отличается от говора казанских - он испытал определенное влияние западного (мишарского) диалекта. В Касимове несколько предприятий: Приокский завод цветных металлов, который в год перерабатывает до 30 т золота и 117 т серебра, швейная фабрика, лесокомбинат, кирпичный завод, завод холодильников, механический завод. В городе развит туризм, в основном за счет автобусных маршрутов из Москвы, до которой 262 км. В городе есть что посмотреть - соборы, церкви, мечети, музеи и новый музей «Русский самовар», где собрано более 400 редких экспонатов.